Пещерные города относятся к памятникам раннего средневековья, поскольку возникли, предположительно, в V-VII вв. "Пещерные города" -- название условное: люди жили в наземных постройках, а в пещерах находились склады и прочие хозяйственные помещения, храмы, оборонительные соружения, возможно тюрьмы и т.д. Но наземных построек практически не сохранилось, а пещеры остались -- вот и закрепилось это название.
Большинство этих "городов" расположены в Бахчисарайском районе на малодоступных горах-останцах с плоской вершиной и отвесными склонами, называемых столовыми горами. Самые крупные и известные из них -- Мангуп, Эски-Кермен и Чуфут-Кале.
Мангуп -- бывшая столица независимого христианского княжества Феодоро. У подножия горы раскинулось озеро, на дне которого покоятся средневековое поселение и базилика. Гора в плане похожа на руку с четырьмя мысами-"пальцами", каждый из которых имеет свое название. Наиболее сохранившаяся наземная постройка -- цитадель, расположенная у основания северо-восточного мыса Тешкли бурун (Дырявый мыс). Также сохранились остатки большой базилики в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены, и оборонительные стены, в основном XIV-XV вв. На самой горе и у ее подножия существовало несколько пещерных монастырей. Столица княжества Феодоро являлась центром Готской епархии, поэтому здесь насчитывалось большое количество монастырей и церквей. В XV в. после полугодовой осады город захватили турки, разорив его и сделав гарнизонной крепостью. Последние жители Мангупа, караимы, занимавшиеся выделкой кож, покинули город после присоединения Крыма к России.
Эски-Кермен (Старая крепость) находится неподалеку от Мангупа. В конце VI в. здесь была основана прекрасно укрепленная византийская крепость, обнесенная по краю обрыва оборонительными стенами и башнями. На пологом южном склоне в скале вырублена дорога, ведущая к главным городским воротам, от которых начиналась главная улица. Здесь сохранился древний пещерный храм, потолок которого поддерживают четыре высеченных в скале столба. На юго-восточном склоне, в отдельной глыбе, находится храм Трех всадников, на стене которого отчасти сохранилась фреска с изображением трех воинов-всадников, средний из которых поражает копьем змея. В восточной части плато, своеобразном средоточии обороны, сохранились во множестве пещерные казематы, а также осадный колодец, в котором держалось около 70 кубометров воды на случай длительной осады. В систему обороны входил также Северный дозорный комплекс, расположенный на северной оконечности плато. Эски-Кермен был крупным центром торговли и ремесла. Основой экономики было сельское хозяйство. В плодородных долинах занимались виноградарством, огородничеством, садоводством. В VIII в. произошло восстание против хазар, и Эски-Кермен был одним из его очагов. Подавив восстание, хазары разрушили систему обороны города, после чего Эски-Кермен существовал как незащищенное, открытое поселение. В XIII в. город был разгромлен и сожжен ордами Ногая, и после этого уже не возродился.
Чуфут-Кале находится на окраине Бахчисарая. Дорога к нему проходит мимо Свято-Успенского пещерного монастыря, основанного в конце VIII - начале IX вв. Избежав разгрома монголо-татарами в XIII в., монастырь во времена Крымского ханства стал центром православной церкви в Крыму. В 1921 г. монастырь был закрыт, но сейчас он снова действующий, активно строится и развивается.
Ранняя история Чуфут-Кале не изучена, время его возникновения относят и к VI-VIII в., и к X-XII, но с большей определенностью можно проследить его судьбу лишь с конца XIII в., когда крепость была захвачена Ногаем. Золотоордынцы разместили здесь свой гарнизон и назвали его Кырк-Ор (сорок укреплений), а восточнее крепостной стены поселили караимов, которые для своей защиты построили вторую оборонительную стену. В XV в. сюда была перенесена ставка первого крымского хана Хаджи-Гирея. С XVII в. татары покинули Кырк-Ор, и в нем остались только караимы, -- поскольку их считали евреями, город стал называться Чуфут-Кале (Еврейская крепость). После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами и получили ряд привилегий, в частности, разрешение жить на всей территории империи, после чего Чуфут-Кале стал пустеть. В середине XIX в. оттуда ушли последние жители. Из всех пещерных городов в Чуфут-Кале -- наибольшее количество сохранившихся наземных построек: комплекс караимских кенас (молитвеных домов), мавзолей дочери хана Тохтамыша, крепостные стены с воротами, несколько жилых домов -- в частности, караимского ученого А.С.Фирковича. Пещеры, в основном, сосредоточены на южном склоне, у малых ворот, и на северном обрыве.
Вернуться к изображениям