Фотобанк "ГеоФото" - Национальный Фотархив: фотографии для СМИ, полиграфии и рекламы! Тел +7(495)648-47-01 geophoto@geophoto.ru  English 
Фотобанк Гео Фото. Фотографии природы России и Мира



Коллекции:

Календари
Репортажи



Пополнения

Гео-темы
Другие



Каталоги:

Гео каталог
Объектный
Авторы
Портфолио
Гео-Арт

Экспедиции
Фототуризм

Контекстный поиск от Google(tm). Поиск по коду фотографии.
Loading

  Всего страниц : 1004 


Вход для клиентов

Логин
Пароль
Регистрация
Забыли?

Вход для фотографов

Логин
Пароль


Наши сообщества: Подписка на новости:

Коллекции > Репортажи и фотоочерки > Очерки > Очерки географические > Россия > Европейский Север

Коллекция > Устья (Архангельская область) © Геннадий Михеев

2011-04-03

Русская Шамбала

Иногда кажется, что мир устроен плоско и бездарно. На самом деле, если попытаться разбить рамки стереотипов, вдруг могут открыться удивительные вещи. Ну, кто мог бы предположить, что, возможно, Север Европейской части России – прародина человечества?..

Вначале два слова об удивительном человеке, живущем в деревне Малиновка, что на берегу северной реки Устья. Он давно слепой, почти ничего не видит. Тем не менее Михаил Александрович Попов может назвать любое географическое название в долине Устьи, и помнит все исторически значимые имена, а так же важные даты из истории Устьянского края. А ведь уже много лет Михаил Александрович не имеет возможности читать…
До сих пор Попов ведет в селе Шангалы краеведческий кружок и ходит со школьниками в познавательные походы. Недавно по Устье сплавлялись туристы. На реке много перекатов, мелей, даже порогов. И в “лоцманы” взяли Михаила Александровича – потому что только он досконально знает фарватер. Свой деревенский дом Попов строил один, уже лишившись зрения (в результате тяжелой болезни). Даже печь сложил, не имея возможности видеть! Три года назад в доме великого (без сомнения) слепца появилась женщина по имени Ирина. До того у Попова никогда не было семьи, даже когда он работал учителем и прекрасно все видел. Теперь, когда краеведу пошел шестой десяток, поселилась в его самодельном и просторном доме молодая и красива женщина… Да к тому же еще и единомышленник. Только позавидовать остается! А застал я Попова за работой: он укладывал дрова. Рубил, впрочем, не он, а гость, представившийся Алексеем.
Алексей рассказал, что он из другого региона, села Емецк (оно на берегу Северной Двины). А приехал он по экологическим делам. Дело в том что невдалеке от Малиновки хотят разрабатывать карьер, добывать щебень. А в землю вгрызаться “денежные мешки” мыслят на урочище, называемом “Белая грива”. Там растет беломошник, ягель. Еще в древности “белое” означает “святое”. Урочище вероятно тысячелетиями считалось местом священным, там землю нельзя будоражить, это чревато. И экологи предпринимают попытку спасти “Белую гриву”. Невдалеке от этого места есть некогда почитаемое место, называемое “Синь-камень”. Народы, исповедующие язычество, поклонялись этой скале; она громадная, метров десять высотой и два десятка метра в диаметре. Так вот: в последние годы “Синь-камень” начал уходить под землю. Теперь видима только его верхушка. Не к добру это…
Михаил Александрович много чего поведал, и я обязательно приведу его удивительные рассказы. Но для начала хочу поведать о своей открытии. Попов родом из села Шангалы. Его супруга из деревни Кондратовской, подлинное (первоначальное) название которой – Кырканда. Согласитесь, для русской веси названия весьма странные… Я сейчас излагаю свои мысли, ибо по версии Попова происхождение названия села Шангалы, древней столицы Устьянского края, банально. Село разрезает пополам ручей под названием Шангала. Видимо, жили здесь когда-то угро-финские племена, вероятно, меря или весь. А новгородцы, завоевав сей благодатный край, переименовали село в Зенодворское. Но почему-то не прижилось… Здесь, в Устьянском краю, вообще все непросто: у деревень не по два, а даже по три названия. А потому народ в определении того или иного места частенько путается.
Теперь о сути, то есть, о причинах, побудивших меня взяться за перо. Лет пять назад попалась мне на глаза книга под названием “Золотая нить”. Ее автор, вологодский профессор С.В. Жарникова довольно страстно доказывает: возвышенность Северные Увалы, лежащая на границе Вологодской и Архангельской областей – священная прародина… арийского народа. Именно здесь сформировалась раса, впоследствии колонизировавшая Европу и Центральную Азию. Причем, доказательство ведется на этнографических материалах (сравнения обрядов, традиционных орнаментов, мифологии и топонимики Русского севера и Индии).
Можно было премило усмехнуться и сказать: “Ну, поспекулировал автор, высосав из пальца доказательства…” Например: в священном индийском тексте “Махабхарата” священные горы, прародина арьев, именуются “Меру”. Народ, некогда заселявший Северные Увалы, именовался “мерь”. Или еще: в той же древней книге владыка Вселенной Рудра-Хара описывается как “носящий светлые косы, русобородый, лотосоголубоокий”. То есть, “типа славянин или угро-финн”. Хотя трактовать можно как хочешь, потому-то дорога для спекуляций открыта.
Прародина арьев, те самые горы Меру, описываются так: “с этих гор устремляются вниз все великие земные реки, только одни текут на Юг, к теплому морю, другие на Север, к Белопенному океану. На вершинах гор шумят леса, поют дивные птицы. Но не дано простым смертным входить на них, лишь самые мудрые и смелые переступали этот предел и уходили навеки в блаженную страну предков, берега которой омывали воды Молочного океана…” В общем, что-то похожее на Шамбалу, мифическую страну мудрецов…
Попав в село Шангалы, я вначале не задумывался о столь странном названии. После, когда стала накапливаться факты, появились сомнения. И вдруг вспомнилась странная книга профессора Жарниковой! А ведь я когда-то над этой книгой посмеялся…
Факт, что Северные Увалы – водораздел северных и южных рек. Отсюда истекают Волга, Кама, Северная Двина, Печора… Одни реки текут в Каспий, другие – в Северный Ледовитый океан… Странно, но на карте Птолемея двухтысячелетней давности именно в районе Северных Увалов помещены легендарные Гиперборейские горы, где “на северном краю мира в вечном блаженстве обитал народ, в особенности любимый Аполлоном”. Леса и нивы Русского Севера не топтали ноги завоевателей (если не считать русских, колонизировавших эти территории около тысячелетия назад). Считается, что свободный и гордый народ не знавший крепостного гнета, смог сохранить в чистоте и неприкосновенности древнейшие песни, сказки и былина Руси. А некоторые исследователи (в том числе и г-жа Жарникова) утверждают, что северяне сохранили архаические обряды, ритуалы и традиции, зафиксированные даже в “Ведах”, древнейшем памятнике индоевропейской культуры.
Многое в Устьянском крае удивляет. В первую руку – странное расположение деревень. Почему-то в Устьянском краю почти все из них построены на вершинах холмов, они доступны все ветрам. В том числе и Шангалы, причем село видно за многие километры… Местность здесь действительно гористая; во всей Архангельской области (исключая, разве что, Малые Корелы) не найдется эдаких круч. В районе Шагнал недавно даже горнолыжный курорт начали строить!
Как рассказал мне Попов, по утверждению одного из старых краеведов (Угрюмова) название реки Устья произошло от “Остойя”. Так называлась одна из мифических северных стран. Как-то крестьяне деревни Алферовской выкопали клад, состоящий из булгарских и арабских монет. Новгородцы считали Устью своей житницей. Местный хлеб очень ценили английские купцы, которые весьма активно торговали на Устье. В наше время долину Устьи на Севере принято называть “Северной Италией” – потому что здесь уникальный климат. Если на верхушках холмов и на северных их склонах снег держится до середины лета, в долине зреют богатые хлеба, произрастают овощи и фрукты… некоторые даже арбузы и дыни исхитряются выращивать! Но самое интересное в Устьянском краю – его святыни.
Начать следует с удивительного места, называемого “Белым озером”. На самом деле это не озеро вовсе, а родник в нескольких километрах от деревни Большая Медвежья. Люди выкопали яму и заключили ее в сруб, даже дно бревенчатое сделали, - получился своеобразный бассейн. Место издревле почитается святым, говорят, в водах “Белого озера” еще в глубокой древности свершали омовения, веря, что чудотворная вода способна оберегать от болезней. Интересно, что в праздники сначала в воде омывались люди, затем по водоему проводили… скотину. Коровы, лошади и овцы тоже получали магическую защиту.
В начале XVII века на Устье произошло довольно странное событие: к селу Бестужево по реке (против ее течения!) приплыла сплетенная из ивовых прутьев колыбелька, в которой лежал мертвый младенец. Тельце его было нетленно и благоухало. Едва младенца принесли в церковь, начались чудеса исцеления людей. Слава о чуде разнеслась по Устьянскому краю быстро, в Бестужево потянулись толпы паломников. И к местной церкви пристроен был предел, в которой святые мощи младенца, названного “Прокопием Устьянским”, почивали в открытой раке. И в честь своего святого в Бестужеве стали проводить ежегодные ярмарки.
Приехал как-то на ярмарку купец из Великого Устюга, Иван Ермолаев. Ему во сне явился образ Прокопия, и купец решил заказать устюжскому богомазу Онисиму Карамзину икону. Еще не была написана икона, женщина возле “Белого озера” нашла на дереве икону… изображавшую Прокопия Устьянского! Позже икону сравнили: лики Прокопия на заказанной иконе и на иконе обретенной похожи были как две капли воды! Для чудотворной иконы в селе Заячьем был построен соответствующий предел. Жаль, но храмы в Бестужеве и Заячьем не сохранились. Власти, борясь с культом Прокопия, да и вообще с верой, уничтожила почти все устьянские церкви… Оставались лишь святые места, в том числе и “Белое озеро”. Только бабушки – да и то тайком – посещали святое место. Если бы не смена курса правительства, может быть, оно и вовсе было бы забыто…
Кстати: в 200 метрах от “Белого озера” есть второй родник. Считается, что в нем “мертвая” вода. Те глупцы, кто решается испить “мертвой” водички, непременно заболевают. Есть еще один род глупцов: они приезжают на “Белое озеро” попировать, повеселиться. К этому располагает то, что несколько лет назад один местный предприниматель облагородил святое место, поставил там часовню и поменял бревна в “бассейне”. Сведений о том, что осквернители как-то пострадали, нет. Но может – все впереди?..
Еще одно таинственное место Устьянского края – урочище “Солобыш”. Там согласно преданию находилось святилище чуди. Вообще легенды про “чудские ямы” здесь весьма распространены. “Чудь” - обобщенное название финно-угорских народов, аборигенов здешних мест. К “чуди” причисляли, и меря, и весь, и коми, и ненцев… Многие из племен активно противодействовали колонизаторам; в особенности чудь не соглашалась с насильной христианизацией, хранила свою языческую веру. Если в боях гибли все воины племени, оставшиеся в живых женщины, старики и дети вырывали яму, строили над ней сруб, сверху накидывали камни, забирались в землянку, и подрубали опорные бревна. Племя себя хоронило заживо… В долине Устьи много таких ям, в которых камни лежат… по привычке их называют “чудскими”.
А вот урочище “Солобыш” – особое, ни на что не похожее место. Это угор приблизительно семиметровой высоты посередине деревни Солица, про которое тоже ходит легенда, что там чудь “захоронила себя”. По деревне несколько лет назад прокладывали новую дорогу, а для этого надо было срыть угор. Поскольку по округе про “Солобыш” ходили мрачные легенды, никто из дорожников не вызывалсяя повреждать угор. Одного мужика все же уговорили. Копнул он ковшом – а из холма посыпались человеческие кости… “Нет, сказал мужик, - пускай другой оскверняет место…” Долго искали другого охотника. Нашли-таки, но история повторилась: новый исполнитель, увидев кости, тоже напрочь отказался продолжать работу. Так угор и остался на своем месте… Прошло совсем немного времени, и оба бульдозериста почти одновременно… лишились разума! Попросту говоря, их положили в психушку! Там они очень скоро скончались…
Еще одно таинственное место находится возле деревни Вежа. Тамошние жители утверждают, что возле их деревни течет “Мертвый” ручей, в котором можно увидеть… свое будущее! Под селом Строевским есть родник, называемый “Скрипун”; он тоже “умеет” будущее предсказывать! Прямо как в “сталкерской зоне” какой-то… Еще одна странная особенность у “Скрипуна”: если кто-то рядом с ним заматерится – вода в роднике темнеет. Мужики много раз проверяли: и вправду вода русского мата не переносит! Самое высокое место над селом называется “Божьей гривкой”, и туда по давней традиции местные жители ходят выпрашивать дождя, снега или тепла (в зависимости от того, в чем Строевское испытывает недостаток). Местные убеждены в том, что молитва помогает всегда, “холостых выстрелов” пока что не было.
Другого рода таинственное место – поле, называемое “Девятибратским”, под деревней Орлово. Жителям деревни постоянно кажется, что там “блажнит”: то стоны оттуда слышаться, то огоньки непонятные бегают… Туда никто не ходит, поле не возделывается. Даже ягода на нем не собирают, хотя земляника растет на “Девятибратском” размером с вишню! Легенда такова. В окрестностях Орлова орудовала банда разбойников, девять братьев. Страх и ужас наводили братья на здешние места! И духовенству пришла мысль: отслужить по братьям панихиду, как по мертвым. Ну, как положено отслужили в присутствии честного народа молебен “об исходе души от тела” грешных рабов Божьих, ненавистных разбойников… и вдруг слышат страшный грохот, перемешанный с душераздирающими криками. А после – тишина мертвенная… Самые смелые пошли туда, и на поле видят девять больших камней… Еще вчера их не было. Народ решил: это братья окаменели от грехов своих… Может, и сочинили. Но банда с того дня исчезла. А на поле, названном “Девятибратским”, начались вышеописанные явления из-за чего место сие обрело славу “проклятого”…
Вот такой он странный, Устьянский край. Есть факты (из рассказанных Михаилом Александровичем), которые я передать не могу. Уж шибко они спорны, невероятны. Однако уже пересказанного мною уже, кажется достаточно для того, чтобы призадуматься: может и вправду мы живем в “терра инкогнито”, неизвестной и пока еще непознанной стране? Шамбала в русской глубинке?! Первая мысль: “Бред собачачий!” Но, когда поднимаешься в гору под селом Шангалы, бросаешь взор на окрестные, поросшие реликтовым лесом холмы, на обласканную солнцем долину реки Устьи… думается совсем о другом. И хочется воскликнуть: “Господи, благодать-то какая!”
Давайте рассчитаем чисто математически. Россия занимает 1/6 честь суши. Значит, как минимум шестая часть чудес мира есть наше национальное достояние. Никто не доказал реальное существование Шамбалы, но никто и не опроверг! А значит, вопрос остается открытым…

Геннадий Михеев.


Вернуться к изображениям

© 2002-2022 Фотобанк "ГеоФото" - Национальный фотоархив. Все права защищены.
Агентство Авторской Фотографии. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50557
Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 32, стр. 4, оф. 301-308, Тел: +7 (495) 648-47-01
geophoto@geophoto.ru

Реклама на сайте