Фотобанк "ГеоФото" - Национальный Фотархив: фотографии для СМИ, полиграфии и рекламы! Тел +7(495)648-47-01 geophoto@geophoto.ru  English 
Фотобанк Гео Фото. Фотографии природы России и Мира



Коллекции:

Календари
Репортажи



Пополнения

Гео-темы
Другие



Каталоги:

Гео каталог
Объектный
Авторы
Портфолио
Гео-Арт

Экспедиции
Фототуризм

Контекстный поиск от Google(tm). Поиск по коду фотографии.
Loading

  Всего страниц : 1004 


Вход для клиентов

Логин
Пароль
Регистрация
Забыли?

Вход для фотографов

Логин
Пароль


Наши сообщества: Подписка на новости:

Коллекции > Авторские тематические коллекции

Коллекция > Приполярный Урал. Гора Манарага. Национальный парк Югыд-Ва. Республика Коми. Россия © Андрей Подкорытов

2011-11-19

Гора Манарага (1662/1666м) расположена на Приполярном Урале, в национальном парке Югыд Ва на территории республики Коми. Ее по праву называют Царицей Уральских гор и считают самой красивой вершиной Урала. Манарагу невозможно спутать ни с одной другой вершиной по причине ее уникальной, самобытной формы. Гора представляет собой рассеченный гребень, состоящий из 7 огромных пиков, которые называют “жандармами”, “зубьями” или “зубцами”. Вблизи вершина похожа на крепостную стену с башнями и бойницами, которые расположены амфитеатром.

Помимо крепости гора напоминает собой медвежью лапу, развернутую когтями к небу. С языка коми Манарага переводится как “семиголовая” (“Сизимъюра”, коми “сизим” – семь, “юр” - голова) или “многоголовая” (коми “уна” - много), с ненецкого – “медвежья лапа” (ненецкое “манна” – передняя лапа медведя, ненецкое “раха” - подобный). Известный геолог-исследователь Урала 19-го века Э.К.Гофман после своей экспедиции по изучению Полярного Урала в 1847-1850 г (тогда - Северного) писал в сочинении «Пай-Хой, или Северный Урал»: "Извилина долины открыла перед нами боковой вид на Манарагу, и тогда её гвоздеобразный шпиц явился необыкновенною зубчатою вершиною. По этой вершине гора получила своё самоедское имя, которое по истолкованию нашего переводчика значит „Медвежья лапа” ". Под вершиной Манараги находится заросшая тайгой и местами заболоченная долина одноименной реки.

Сегодня Манарага это, своего рода, визитная карточка, символ Приполярного Урала. Гора непременно включена в маршруты туристических групп при путешествиях по данному району, являясь, чуть ли, не главной его достопримечательностью. От вершины Народной, высшей точки Уральских гор, Манарагу отделяет всего один дневной переход. Любителей комфорта сюда забрасывают на вертолете, туристы попроще добираются своим ходом. Два наиболее популярных варианта заброски – это вахтовкой от станции Инта до базы геологов Желанная или от станции Кожим. Наиболее посещаемым является первый зуб Манараги (1Б, высота около 1600м), самостоятельно забраться на который в хорошую погоду под силу любому подвижному человеку. Высшей точкой Манараги (1662/1666м) является второй зуб (справа, если смотреть из долины одноименной реки). По туристской классификации второй зуб Манараги имеет категорию сложности 2А, что означает необходимость использования для восхождения специального снаряжения (веревки, спусковые системы, жумары и пр.) и наличия навыков работы с ним. Ну а траверс всей вершины, особенно зимой, это уже серьезный и опасный альпинизм. Словом, Манарага может быть интересна при любом уровне подготовки. Некоторым Манарага известна по замечательным одноименным альпинистским карабинам, форма которых позаимствована у знаменитой Уральской вершины.

Николай Рундквист, автор известной книги «Сто дней на Урале», пишет о вершине: «Манарага – царица гор. Её причудливо зубчатый гребень воплощает в себе красоту Уральских гор. Пожалуй, на Урале больше нигде нет такой длинной стены отвесных сторожевых башен. До 1927 года, пока А.Н. Алешков не определил Народную высшей вершиной Урала, главной горой в этих краях считалась Манарага. Хотя она на 200 м ниже Народной, царственная обособленность ее положения создает впечатление величественности».

Мне довелось побывать в районе Манараги в июле-августе 2011 года во время спортивного похода пятой пешей категории сложности по Приполярному Уралу. Во время нашего похода мы застали разгар периода белых ночей. Я родился и вырос на Южном Урале и привык считать, что хорошо знаю, что такое быстрая смена погоды. После пешей пятерки по Приполярному Уралу узнал о погодных условиях много нового. Погода в этом районе - что-то совершенно особенное. В течение пары часов с одной точки можно сделать множество настолько разных кадров, что создается впечатление недельной съемки. Вообще условия на Приполярном Урале довольно суровые. Заболоченная местность и просто невыносимый с непривычки гнус существенно отличают данный район от гор Саяна или Алтая. Июль и август – это то небольшое “окошко” в году, когда, если повезет, можно застать на Приполярном Урале солнечные дни с хорошей видимостью окрестных вершин. Как обычно бывает в категорийном походе, стоянки нашей группы совершенно не совпадали с интересными мне точками съемки. В долине реки Белка мы наткнулись, буквально, на олений проспект – каждые 10 минут из одной долинки в другую пробегало 2-3 молодых оленя. Многим участникам такого визуального знакомства с пары сотен метров было вполне достаточно. А вот мне с камерой в руках в такие моменты приходилось особенно тяжело – группа неслась вниз, запланированная обеденная стоянка была еще далеко, а плотный график движения не позволял выделить хотя бы часок на знакомство с северным оленем. Уходить от оленей было досадно. Такова в категорийном походе плата за “входной билет” туда, где никогда не ходят коммерческие группы.

После Народной мы не дошли до удобных стоянок у реки под Манарагой и разбили лагерь в районе балка Олений. Терпения мне не хватило и после отбоя я сбегал на ближайшую вершинку, с которой открывался вид на Манарагу, прикинул точку съемки восхода солнца. Чтоб успеть к выбранному месту на утренний свет, пришлось встать в 3 часа утра и по мокрой от утренней росы траве пробираться в соседнюю долину. При подходе к точке съемки, на обширном плато в двухстах метрах от меня паслось семейство диких оленей. Днем они, видимо, прячутся в тени леса от назойливого гнуса. К сожалению, телеобъектива в этом походе у меня не было (вместо выделенного по раскладке на фотоаппарат 1 кг у меня и так было порядка 5.5 кг), поэтому олени на фоне рассветной Манараги остались только в воспоминаниях.

Дневка в долине реки Манарага перед восхождением позволила побегать по окрестностям и поснимать вершину при разном свете, который менялся с неимоверной быстротой. На разведке предыдущей ночью я окончательно убедился, что красочные закаты бывают даже в самый разгар периода белых ночей, и приметил удачное место для вечерней съемки. Для кадров с Манарагой на закате мне пришлось после отбоя пересечь босиком брод и подниматься на соседний хребет по бурелому около часа. Успел практически впритык – пылание облаков над перевалом Студенческий было в самом разгаре. Несмотря на белые ночи, на обратном пути в районе переправы через реку в темноте я потерял свои следы и долго искал место брода. Вернулся в лагерь уже глубокой ночью, весь мокрый, но довольный увиденным и отснятым.

Необычная форма горы, удаленность от населенных пунктов и суровый климат этого горного района придают Манараге таинственный, мифический облик. С горой связан целый ряд сказаний и легенд о ее сверхъестественном происхождении.

Северное расположение Манараги всегда связывали с легендарной северной страной Гипербореей. О Рипейских (Уральских) горах писали Геродот и Аристотель. О далекой северной стране, где “земля полгода покрыта снегом”, “на вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери…” повествуют также песни Махабхараты, древнейшего памятника индийцев.

“Согласно арийским преданиям, прапредок людей Ману, спасаясь от потопа, прикрепил свой корабль к рогу огромной рыбы и остановился на отроге горы, которая с тех пор называется "Склоном Ману". Но недалеко от горы Нарады возвышается гора Манарага и течет река Манарага. Женой Ману, по преданию, стала появившаяся из молока и масла, принесенного прапредком в жертву, женщина по имени Ила или Ида. Но рядом с рекой Манарагой течет и сегодня река Ила или Илыч” (использован материал статьи “Гиперборея” А.Г.Виноградова С.В.Жарниковой).

Сергей Алексеев, автор известной книжной серии “Сокровища Валькирии”, только подлил масла в огонь, связав легенду о существовании Северной цивилизации с загадочной вершиной Приполярного Урала. Герою Алексеева необходимо было попасть на гору Манарага и найти в недрах подземную цивилизацию гоев-гиперборейцев, которая отнюдь не погибла при оледенении континента. Автор предложил свой вариант перевода и происхождения топонима Манарага: МАНА-РА-ГА, манящая к Солнцу, заставляющая двигаться к Солнцу (га – путь, движение в переводе с санскрита). Или по-другому - Солнечная Гора, Гора солнца.

Есть и другая легенда, согласно которой Манарага является местом погребения Святогора. Великан Святогор – былинный богатырь и защитник русской земли, которого родная земля не могла сносить из-за его тяжести. Вот и скитался русский богатырь по чужим горам и, якобы, хвастал, что может повалить столб, на котором держится небо и перемешать “земных с небесными”, “переведаться силами с небесною силой”. “И когда Святогор-великан, нигде не находивший применения своей неизбывной силе, попробовал поднять суму с "тягой земной", ушел он по колени в землю, лопнули от натуги жилы в богатырском теле, и нашел тут Святогор смерть свою, а маленькая переметная сума так и осталась на месте” (Лев Кассиль, “Человек, шагнувший к звездам”).

Как бы там ни было – могила Святогора или пристанище Ману, но помимо туристов Манарагу часто посещают эзотерики, проводя паломничество к ней и называя ее священной горой древних ариев.

Высшая точка Уральских гор, вершина Народная, несомненно, также является интереснейшим объектом, сделать попытку восхождения на который также необходимо. Величественный обзорный вид, который открывается с Народной, запоминается очень надолго. Но Манарага запала мне в душу совершенно по-другому. Нашей группе повезло с погодой – облака рассеялись, когда мы уже были на первом зубе. Поэтому мне посчастливилось побывать и на втором зубе, высшей точке Манараги. Осталось впечатление того, что вершина действительно имеет свой характер и может позволить восхождение, а может попросту “не пустить” - обрушить на группу ливень, снег или град, “организовать” травму и всякое восхождение станет невозможным. По этой причине я стараюсь не употреблять фразу “покорить вершину”. Это было бы очень самонадеянно – считать себя покорителем таких вершин, как Манарага. Думаю, Манарагу еще никто не покорил. Просто некоторым она разрешает взглянуть на Урал со своей высоты и вернуться домой целым и невредимым.



Вернуться к изображениям

© 2002-2022 Фотобанк "ГеоФото" - Национальный фотоархив. Все права защищены.
Агентство Авторской Фотографии. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50557
Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 32, стр. 4, оф. 301-308, Тел: +7 (495) 648-47-01
geophoto@geophoto.ru

Реклама на сайте