Многие традиции и обряды, органично вошедшие в цикл "Рождественских праздников", своими корнями уходят в до-христианские, языческие, времена. Так, связанный с зимним солнцестоянием славянский праздник "Коляда" в период распространения христианства был приурочен к Рождеству, хотя и в наши дни колядники, утром 7 января во время первой коляды, либо обходят церковь по солнцу, либо встают в круг, в центре которого играет на скрипке один или два колядника. Ещё один народный и церковный праздник - Маланка (Меланка), широко отмечается в Украине перед Старым Новым годом. Молодежь, переодевшись в животных и фольклорных персонажей, днем и ночью "щедрует", ходит с "козой", водит переодетого в Маланку подростка (парубка). Традиционные персонажи - "баба" Маланка и "дед" Василь, на Гуцульщине к ним добавляются - гуцул и гуцулка. На следующий день после Маланки - Щедрого вечера, идут сеять (посевать) пшеницей или другим зерном. Зайдя в дом, сеющий сея зерном приговаривает:
"Сiю, сiю, посiваю, з Новим роком вас вiтаю!
Щоб родило з Земли,
Щоб хлiб був на столi,
I в каморi, i в содолi всего было до волi,
Щоб не знали разлуки ваши дiти i внуки!
Дай Боже, в добрий час,
Щоб добро гостiло у вас".
Записано мною в селе Мышин (Мишин) Коломыйского района, Ивано-Франковской области, Украина. Слова могут разниться не только от региона к региону, но и от села к селу. "Содола" - массивное деревянное строение для хранения кукурузы, зерна, льна, конопли, сена, которое сберегали на верху, в нем же проводились и необходимые работы, такие, как обмол зерна, трепка льна и конопли или резка сена для скотины. В канун Старого Нового года - 13 января, верующие отмечают День Преподобной Мелании, а 14 января - День Святого Василия Великого. Не отсюда ли берет свое название праздник. Интересно, что в Болгарии ждут с подарками не Святого Николая, а дедушку Коляду. Происхождение названия этого праздника и связано ли оно с "римскими календулами", как считает ряд ученых, так и остается во многом загадкой.
Вернуться к изображениям