Фотобанк "ГеоФото" - Национальный Фотархив: фотографии для СМИ, полиграфии и рекламы! Тел +7(495)648-47-01 geophoto@geophoto.ru  English 
Фотобанк Гео Фото. Фотографии природы России и Мира



Коллекции:

Календари
Репортажи



Пополнения

Гео-темы
Другие



Каталоги:

Гео каталог
Объектный
Авторы
Портфолио
Гео-Арт

Экспедиции
Фототуризм

Контекстный поиск от Google(tm). Поиск по коду фотографии.
Loading

  Всего страниц : 1004 


Вход для клиентов

Логин
Пароль
Регистрация
Забыли?

Вход для фотографов

Логин
Пароль


Наши сообщества: Подписка на новости:

Коллекции > Авторские тематические коллекции

Коллекция > "Как не завязнуть в Вязниках" - Вязники, Владимирская область © Михеев Геннадий

2014-04-12

Характер вязниковцев очень похож на песни здешнего уроженца Алексея Фатьянова: такой же душевный, ранимый и бесконечно русский. Я бы сказал, вязниковцы великодушны, однако местные предания хранят жестокие факты.
Существует легенда: однажды, в незапамятные времена, некий князь Кий, правивший в городе Ярополче и славившийся своей злобностью, проезжал через слободу, расположенную под городом, в долине реки Клязьма. Конь его увяз в трясине и вместе со всадником стал уходить в пучину. Жители слободы собрались и всей толпой наблюдали, как их воевода с руганью проваливается в тартарары. Провалился, а люди даже пальцем не пошевелили. Только кричали: “Вязни, Кий, вязни!!!” С тех пор слободу прозвали “Вязниками”, а всякие вожди, правители и диктаторы стараются это поселение скорее проезжать мимо. От греха. Скорее всего это - выдумка, но дальше мы будем говорить только о реалиях.
Ярополч был великим городом, но в лихое время монгольского нашествия он, как и многие русские поселения, геройски погиб. Ярополч пытались восстанавливать, но жизнь с особенной силой утвердилась в слободах, особенно в Вязниках и в конце концов эта болотная слобода приняла на себя звание города, Ярополч же стал его самой бедной слободой. Однажды, в годы Смуты, Вязники стали даже столицей казачьей вольницы, отсюда казаки вели наглую переписку с царем Михаилом; сам же царь приезжал сюда поклониться чудотворной иконе Казанской Богородицы - она хранилась именно в Вязниках. От древнего города ныне остались лишь холм и деревенька с красивым название Пировы Городищи.
Во времена Перта Великого, поощрявшего развитие льняного промысла, город стал превращаться в крупный текстильный центр. К концу XIX века в Вязниках имелось три прядильно-ткацких фабрики промышленников Демидова, Елизарова и Сенькова. Хозяева были сказочно богаты; роду Демидовых принадлежал целый квартал города, в Вязники выписывались из столиц лучшие театральные труппы и оперные примадонны. Кто тогда мог предположить, что льняная направленность города приведет к нынешнему положению...
В городе и районе в лучшие годы было 19 текстильных предприятий, сейчас же более-менее работают только 4, причем основной обвал льняной отрасти пришелся уже на наш век, на 2001-й год. Гигантский льнокомбинат, построенный на базе Демидовской мануфактуры, численность работающих сократил с 6500 до 700. А в целом в легкой промышленности по району без работы остались 9 000 человек. Стоит и большой завод текстильного машиностроения, поскольку мертвым предприятиям станки не нужны. Так было устроено, что много производств было сосредоточено в окрестных деревнях, и удар капитализма здорово пришелся именно по ним. Дошло до того, что жители нескольких деревень перекрывали автотрассу и железную дорогу, требуя элементарного: тепла и света в свои дома.
Вместе с экономической ямой рождалась яма социальная: с воровством, наркоманией и беспризорными детьми. О былом величии города впору было забыть...

Дворянское гнездышко

- ...“В Суздале да муроме Богу молился, в Вязниках гулял, в Шуе напился!” Такая у нас ходила поговорка. Вязники были культурным центром, нам было чем гордиться...Вязники - это и есть центр Земли. У нас нашли кости самых древних динозавров на планете (они в музее выставлены), они так и называются в научной литературе: “ящеры вязниковские удивительные”. Здесь зародилась жизнь... Донат Андреевич Обидин - предводитель вязниковского уездного дворянства. Нет, к Кисе Воробьянинову это отношение не имеет, у Доната Андреевича есть соответстствующие документы и права. Он - член Российского дворянского собрания.
Долгое время, в разгул советской власти, Обидин принужден был помалкивать о том, что дед его был действительным статским советником и дворянином, потому как двоюродные его дяди пострадали: один сгинул на Соловках, другого - расстреляли. Происхождение не помешало ему стать учителем и чиновником от образования, но всю свою душу он отдает теперь благородному делу дворянства.
А заключается это благородное дело в том, что Донат Андреевич ведет активную переписку внутри страны и за ее рубежами, получает посылки с гуманитарной помощью и передает их нуждающимся вязниковцам. Таких посылок он добыл и передал уже больше 150-ти. Получается, дворянство Обидину приносит лишь убытки.
Теперь о главном. Уездное дворянство ныне состоит лишь из самого Обидина, его жены, бывшей сироты блокадного Ленинграда, и его двух взрослых дочерей. А самозванцев Донат Андреевич не принимает в принципе. Всех, точнее, почти всех вязниковских дворян молох истории укатал в нуль.
Приезжали в Вязники потомки знаменитых некогда заводчиков Демидовых, пустили слезу при виде того, что осталось от наследия их предков, почертыхались на тему того, что “довели, супостаты...”, и укатили назад. А впрочем, чем они могут помочь, если они бедны и к тому же не дворянского звания?


Венец любви


“Венцом” называется красивое возвышенное место на окраине города, откуда видны и холм, на котором стоял древний Ярополч, и кусочек нынешнего города. “Любовь” к нему приписали в наши времена, так как сюда обязательно приезжают молодожены. А вообще раньше это место называлось “Над Моисеем”, так как под холмом, в маленькой келейке, давным-давно спасался монах-отшельник Моисей.
Религиозная линия Вязников особенная. Некогда город и окрестные леса стали крупным центром Раскола, а села Мстера, Холуй и Палех, приписанные к Вяземскому уезду, являлись иконописными центрами. Корни Алексея Лебедева именно старообрядческие. Алексей Викторович, учитель истории Вязниковской школы №9, вместе со своей дочерью Юлей составил родословную, в которой он докопался до 7-го колена. Далекие предки Лебедевых были раскольниками поморского согласия, но сам он родом из интеллигентской семьи.
Еще недавно Лебедев был известен как хороший преподаватель, финалист всероссийского конкурса “Учитель года” и собиратель старинных предметов, в особенности дореволюционных бутылок, которых в коллекции Лебедева почти тысяча. Теперь его положение круче: Алексей Викторович - автор недавно изданной книги “История Вязниковского края с древнейших времен до конца ХХ века”.
Писал эту книгу Лебедев несколько лет, а вот издать ее не чаял. Подсобили власти муниципального объединения (город и район не так давно объединили, так как район готов был уже погрязнуть в нищете, а город более-менее тянет завод, производящий автомобильные фары). А так же помогла вязниковская интеллигенция. Была проведена подписка, желающие сбросились по 250 рублей, - и в результате замечательное издание увидело свет. Теперь книга стала учебником для вязниковских детей.
Алексей Викторович уверен в том, что характер вязниковцев уникален. Причиной тому высокая степень оседлости населения; почти каждый житель Вязников может быть уверенным в том, что именно здесь жили его пра-пра-пра-пра... в общем, далекие предки. Хотя иногда Лебедеву за свой город бывает и обидно:
- ...Я сужу с позиции учителя. Да, летом у нас проходит замечательный праздник Фатьянова - русской песни и поэзии. Но в основном приходится жить в буднях. По школе видна обратная, социальная сторона “медали”: большая часть родителей наших учеников - бывшие текстильщики. Часто бывает - отцы в Нижнем или в Москве на заработках, матери - в торговле. И детям не хватает ни внимания, ни семейного достатка. Один мой хороший знакомый сейчас гастарбайтер, зарабатывает по 17 тысяч, так он говорит: “Не буду возвращаться домой...” А жена у него - учительница... У нас есть мечта: поднять город за счет развития инфраструктуры - туризма, торговли. Для этого должен развиваться малый бизнес. Думаю, мы вкладываем в наших учеников то, что можем. Это обязательно воздастся сторицей. На издание книги деньги собирали, - значительная сумма пришла от анонимных благотворителей. Думаю, это от наших бывших учеников, которые нашли себя в жизни...
...И задумываешься: может быть “Венец любви” - место, где признаются в своих чувствах не только к человеку, но и к городу? У города действительно очень много патриотов.

Страсти Ковчега


Александра Фунтова, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних “Росинка”, борется за то, чтобы все дети, которые по разным причинам остались без семьи, в конце концов обрели бы ее. Что угодно - лишь бы ребенок не “ушел” в казенный дом.
За “Росинку” сейчас идет война. Расположен центр в старинном особняке фабриканта Демидова. Раньше здесь был профилакторий льнокомбината, но, когда тот стал загибаться, аварийное здание с радостью передали для благого дела. Но на комбинат пришли новые хозяева, которые хотят особняк (который город за свой счет отремонтировал) вернуть себе. Дело находится в суде...
“Росинке” исполнилось три года и причина ее создания - ухудшение социальной обстановки в городе и районе. Форм работ у центра много и одна из них - устройство детей в семьи, которые по-казенному называются “семейно-воспитательными группами”. Почти все эти группы, которых на данный момент насчитывается 18, находятся в деревнях, тех самых, в которых находились предприятия льняной отрасли.
Александра Геннадьевна убеждена в том, что рано или поздно, когда экономика города заработает в полную силу, социальная напряженность спадет. Да и сейчас ситуация стабилизировалась:
- В 2000 году у нас были зарегистрированы 317 неблагополучных семей, в 2001 - 331 семья. В этом году - 329 семей, в которых насчитывается 467 детей. То есть, число проблемных семей не преумножается. Но мы, работая с такими семьями, заметили вот что: если человек не работает два года - начинается его деградация. Специалист утрачивает свои профессиональные навыки. Мы не знаем, сколько такая ситуация продлится, но цель у нас простая. Если мы поможем хоть одному ребенку обрести семью, либо разными методами показать ему, как правильно жить в семье, значит мы существуем не зря. Первое время, когда ребенок приходит в приемную семью, его начинают жалеть, нежить. А мы приемным родителям говорим: “Живите как вы жили, приобщайте их к своим реальным проблемам, не устраняйте детей от трудностей!” Но и не жалеть их нелегко, ведь многие дети, которые оказываются в семейно-воспитательной группе, первый вопрос задают такой: “А меня сегодня кормить будут?” В родной семье они не каждый день ели-то...



Холуйская жизнь


В советское время эту деревню переименовали в Октябрьскую, но в народе почему-то старое название более в ходу: Холуй. Говорят, так деревню назвал барин, у которого крестьяне работали в батраках.
Злое “украшение” Холуя - развалины фабрики. Жуткая картина, здесь впору снимать кино про “светлое будущее” после ядерной войны. Любимое занятие здешнего населения - растаскивание с развалин всего, что еще не успели растащить, и по виду поверженного гиганта напрашивается мысль, что тащить всякую дребедень отсюда можно не одно столетие. Кстати, жители именно этой деревни перекрывали трассу, требуя тепла и света. Сейчас тепло и свет есть, но положение холуян все равно незавидное.
Причина гибели фабрики до смешного банальна. Издавна здесь из льняного волокна ткали мешки. Когда с запада стали напирать мешки новой технологии, более дешевые - из полипропилена - здесь не нашли средств, чтобы перестроиться и скоропостижно загнулись. Таких фабрик по деревням было девять штук, и выжила только одна, так как там нашли инвесторов и научились делать ковровую нитку и дратву для канатов.
Мужики, те, кто не спился и не уехал на заработки, собирают грибы и ягоды, женщины занимаются скотиной, делают из молока всевозможные продукты и везут все это на рынок в Нижний Новгород. А недавно в Холуе возникло несколько семейно-воспитательных групп.
Одна из приемных мам - Зоя Демидова. Сейчас у нее на воспитании две девочки 10 и 8 лет - Вера и Катя Ананины. Отца у девочек нет, а мама находится в Вязниках. Но где она, и чем занимается, никто не знает. Кстати: Вязники недавно стали известны еще и тем, что на трассе за городом стоит много молодых женщин. Продают себя (оговорюсь: к людям, о которых я пишу, это отношения не имеет). А еще два года назад на город навалилась новая напасть - наркотики. Таков закон: всякие болезни наваливаются на ослабевший организм, это относится и к городу, и государству.
Зоя Николаевна двадцать лет проработала на ныне разваленной фабрике ткачихой. Теперь, чтобы как-то прожить, она нанялась к одному местному коммерсанту и ездит по деревням, продавая китайские тряпки. Девочек она взяла вот, почему:
- Я одна осталась. Сыновья большие; один женат, другой в ПТУ в Вязниках сейчас учится. Муж шесть лет назад умер. Я сама позвонила в “Росинку” и попросила, чтобы мне детишек позволили взять. Мне девочек привезли - и я их впервые увидела только здесь, у нас в Холуе. И девочки хорошие аккуратные, добрые. Я им вчера сказала: “Поедете к маме повидаться” (меня-то они тетей Зоей называют). А они никак не отреагировали. Не хотят к маме - я не ожидала реакции такой. Дети для меня - это не для денег, просто хочется еще хоть что-то доброе в жизни сделать, чтобы тому, кому плохо сейчас, стало лучше хоть чуть-чуть. Все ж хорошо ощущать, что не зря на свете живешь...


Геннадий Михеев.
Фото автора.
Владимирская область.


Вернуться к изображениям

© 2002-2022 Фотобанк "ГеоФото" - Национальный фотоархив. Все права защищены.
Агентство Авторской Фотографии. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50557
Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 32, стр. 4, оф. 301-308, Тел: +7 (495) 648-47-01
geophoto@geophoto.ru

Реклама на сайте