16 июля 2016 года на 100 году жизни скончался известный фотограф-пейзажист Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер – человек, ставший символом российской видовой фотографии второй половины прошлого века.
Во многом, благодаря его творчеству мы узнали "в лицо" самые отдаленные уголки России, когда интернета еще не было в помине. Если задача фотографа раскрывать красоту окружающего мира, то Вадим Гиппенрейтер – был и остается рекордсменом по "удельному весу красоты", сконцентрированной в его фотографиях.
Человек по характеру немногословный, всегда собранный и целеустремленный, не боящийся трудностей и нацеленный на решение трудновыполнимых задач, которые сам себе ставил – таким запомнили его друзья по экспедициям и "коллеги по цеху". Фотографы передавали друг другу притчи об уникальном фотографе, который может часами и днями ждать то мгновение, когда нужно нажать на спуск затвора, чтобы получился один единственный "гиппенрейторовский" кадр. И в этом кадре будут сплетены композиция, состояние, смысловой контекст – все то, что делает фотографию фотографией.
Легенда, близкая к реальному подходу Гиппенрейтера к работе. Будь то камни Белого моря, пустыня Казахстана, озеро Сары-Челек, горы Киргизии или Камчатки, Ленские столбы или подмосковные пейзажи – всегда чувствуется его "почерк", который можно озаглавить: "лирический фото-лаконизм" ( не путать с минимализмом; лаконизм - от древне-греческой области Лаконика, в которой жители отличались краткостью речи) . По-моему, именно в этом – художественное кредо Вадима Гиппенрейтера: он как бы отсекал из кадра все лишнее, что нарушало композицию, оставляя только главную суть фотографического высказывания, краткого и емкого. Остается законченная композиция, которая легко "читается" зрителями.
Технически это подкреплялось выбором "нормальных" ( не супер широкоугольных) объективов, несильно искажающих пространство - от этого все фотографии воспринимаются примерно так, как их видит глаз человека. Чтобы добиться естественности и красоты, нужно в прямом смысле слова сильно попотеть. Сложность задачи сводится к решению двух составляющих: поиск идеальной точки съемки (а это при использовании всего нескольких объективов с фиксированным фокусным расстоянием означает бесконечное количество шагов по пересеченной местности, иногда – по вертикали). И второе необходимое условие – наличие выразительного состояния природы. Без этого кадр не состоится. "Заполучить" это состояние не просто, для этого нужен опыт жизни в природе, позволяющий спрогнозировать такое состояние, выдержка и удача, которая любит тех, кто терпелив. Так что, одна из составляющих успеха Вадима Гиппенрейтера – это огромный труд профессионала, ставящего и решающего сложные творческие задачи.
А вторая - талант "оказаться в нужном месте в нужное время". И речь не только об эпохальных извержениях вулканов на Камчатке в 1966 и 1975 году, а практически о всех съемках фотографа, каждая из которых стала образцом стиля в жанре. Если Мещера - то в момент апогея талых вод, если Батхыз - то в момент цветения маков "до горизонта". Если Кавказ - то в изобилии снега, солнца, воды и альпийских лугов, если Север - то в тот волшебный момент, когда камни и море отражают солнце, незаходящее ночью за горизонт. А если пустыня Репитек – то в момент максимального иссушения жизни.
Талантливых и трудолюбивых фотографов в России было много. Но Гиппенрейтер - один . Здесь перемножились его талант, врожденное "чувство прекрасного" и художественное (незаконченное) образование в Суриковском училище, огромная сила воли и жажда первенства, физическая выносливость и опыт экспедиционной, подчас экстремальной, жизни, целеустремленность и методичность в достижении цели.
Еще, важная составляющая – огромная самодисциплина и высокая требовательность к себе – только лучшие кадры, никак иначе. Кадры, качество которых намного превосходило возможности полиграфии и широкоформатной печати того времени и которое полноценно раскрылось в наше время. Количество фотографий в слайд-архиве – поражающее воображение даже сейчас, в цифровую эру. Еще важный "секрет" - очень авторское восприятие природы, вот что пишет Вадим Гиппенрейтер : "Времена года в природе обладают своей тональностью, настроением. Весенний пролет птиц не такой, как осенний. Дождливая осень с тяжелым небом поражает разноцветной листвой на пожухлой траве. Зимой все замирает, но в этой тишине жизнь продолжается. Перемены в природе порождают разные чувства, и эти перемены должна передавать фотография."
Его творчество многогранно. Как подтверждение факта о том, что талантливый человек талантлив во всем - открытие ( для непосвящённых в творчество Вадима Гиппенрейтера) -"новых горизонтов" - великолепных, почти живописных натюрмортов, в стиле классического русского натюрморта, абстрактные полотна в стиле "фактуры природы" и в стиле "ярких палитр импрессионистов", и наконец - художественная документальная фотография из циклов "Лица Кавказа", "История горнолыжного спорта и альпинизма", "жизнь китобоев" , " На плоту через Саяны" и многое-многое другое, что увидел за свою долгую и насыщенную жизнь один из самых наблюдательных Художников своего времени.
Хорошие фотографии, как хорошее вино, не стареют. Самое удивительное свойство фотографического изображения – это возможность погрузить зрителя в эмоциональное состояние, близкое к тому, которое мог испытать автор в момент его создания. А это означает, что Вадим Гиппенрейтер на уровне эмоций продолжает общаться с нами через каждую из своих работ! Своим удивительным лаконичным языком фотографических образов, главное содержание которых – Красота России. Не отдельных ее частей, а всей страны от океана до океана. Именно такая задача была соразмерна масштабу личности великого фотохудожника – Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера.
© Вадим Штрик, руковолитель Национального фотоархива ГеоФото