Фотобанк "ГеоФото" - Национальный Фотархив: фотографии для СМИ, полиграфии и рекламы! Тел +7(495)648-47-01 geophoto@geophoto.ru  English 
Фотобанк Гео Фото. Фотографии природы России и Мира



Коллекции:

Календари
Репортажи



Пополнения

Гео-темы
Другие



Каталоги:

Гео каталог
Объектный
Авторы
Портфолио
Гео-Арт

Экспедиции
Фототуризм

Контекстный поиск от Google(tm). Поиск по коду фотографии.
Loading

  Всего страниц : 974 


Вход для клиентов

Логин
Пароль
Регистрация
Забыли?

Вход для фотографов

Логин
Пароль


Наши сообщества: Подписка на новости:

Главная :: О компании :: Новости фотобанка

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты


16 июля 2016 года на 100 году жизни скончался известный фотограф-пейзажист Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер – человек, ставший символом российской видовой фотографии второй половины прошлого века.

Во многом, благодаря его творчеству мы узнали "в лицо" самые отдаленные уголки России, когда интернета еще не было в помине. Если задача фотографа раскрывать красоту окружающего мира, то Вадим Гиппенрейтер – был и остается рекордсменом по "удельному весу красоты", сконцентрированной в его фотографиях.

Человек по характеру немногословный, всегда собранный и целеустремленный, не боящийся трудностей и нацеленный на решение трудновыполнимых задач, которые сам себе ставил –  таким запомнили его друзья по экспедициям и "коллеги по цеху". Фотографы передавали друг другу притчи об уникальном фотографе, который может часами и днями ждать то мгновение, когда нужно нажать на спуск затвора, чтобы получился один единственный "гиппенрейторовский" кадр. И в этом кадре будут сплетены композиция, состояние, смысловой контекст – все то, что делает фотографию фотографией.

Легенда, близкая к реальному подходу Гиппенрейтера к работе. Будь то камни Белого моря, пустыня Казахстана, озеро Сары-Челек, горы Киргизии или Камчатки, Ленские столбы или подмосковные пейзажи – всегда чувствуется его "почерк", который можно озаглавить: "лирический фото-лаконизм" ( не путать с минимализмом; лаконизм - от древне-греческой области Лаконика, в которой жители отличались краткостью речи) . По-моему, именно в этом – художественное кредо Вадима Гиппенрейтера: он как бы отсекал из кадра все лишнее, что нарушало композицию, оставляя только главную суть фотографического высказывания, краткого и емкого. Остается законченная композиция, которая легко "читается" зрителями.

Технически это подкреплялось выбором "нормальных" ( не супер широкоугольных)  объективов, несильно искажающих пространство - от этого все фотографии воспринимаются примерно так, как их видит глаз  человека. Чтобы  добиться естественности и красоты, нужно в прямом смысле слова сильно попотеть. Сложность задачи сводится к решению двух составляющих: поиск идеальной точки съемки (а это при использовании всего нескольких объективов с фиксированным фокусным расстоянием  означает бесконечное количество шагов по пересеченной местности, иногда –  по вертикали). И второе необходимое условие  –  наличие выразительного состояния природы. Без этого кадр не состоится. "Заполучить"  это состояние  не просто, для этого нужен опыт жизни в природе,  позволяющий спрогнозировать такое состояние, выдержка и  удача, которая любит тех, кто терпелив. Так что, одна из составляющих успеха Вадима Гиппенрейтера  – это огромный труд профессионала, ставящего и решающего сложные творческие задачи.

А вторая - талант "оказаться в нужном месте в нужное время". И речь не только об эпохальных извержениях вулканов на Камчатке в 1966  и 1975 году, а практически о всех съемках фотографа, каждая из которых стала образцом стиля в жанре. Если Мещера - то в момент апогея талых вод, если Батхыз - то в момент цветения маков "до горизонта". Если Кавказ - то в изобилии снега, солнца, воды и альпийских лугов, если Север - то в тот волшебный момент, когда камни и море отражают солнце, незаходящее ночью за горизонт. А если пустыня Репитек – то в момент максимального иссушения жизни.

Талантливых и трудолюбивых фотографов в России было много. Но Гиппенрейтер - один . Здесь перемножились его талант, врожденное "чувство прекрасного" и  художественное (незаконченное) образование в Суриковском училище, огромная сила воли и жажда первенства, физическая выносливость и опыт экспедиционной, подчас экстремальной, жизни, целеустремленность и методичность в достижении цели.

Еще, важная составляющая  – огромная самодисциплина и высокая требовательность к себе  –  только лучшие кадры, никак иначе. Кадры, качество которых намного превосходило  возможности полиграфии и широкоформатной печати того времени  и которое  полноценно раскрылось в наше время. Количество фотографий в слайд-архиве – поражающее воображение даже сейчас, в цифровую эру. Еще важный "секрет" -  очень авторское восприятие природы, вот что пишет Вадим Гиппенрейтер : "Времена года в природе обладают своей тональностью, настроением. Весенний пролет птиц  не такой, как осенний. Дождливая осень с тяжелым небом поражает разноцветной листвой на пожухлой траве. Зимой все замирает, но в этой тишине жизнь продолжается. Перемены в природе порождают разные чувства, и эти перемены должна передавать фотография."

Его творчество многогранно. Как подтверждение факта о том, что талантливый человек талантлив во всем - открытие ( для непосвящённых в творчество Вадима Гиппенрейтера) -"новых горизонтов"  - великолепных,  почти живописных натюрмортов, в стиле классического русского натюрморта, абстрактные полотна в стиле "фактуры природы" и в стиле "ярких палитр импрессионистов",  и наконец - художественная документальная фотография из циклов "Лица Кавказа", "История горнолыжного спорта и альпинизма", "жизнь китобоев" ,  " На плоту  через Саяны" и многое-многое другое,  что  увидел за свою долгую и насыщенную жизнь один из самых наблюдательных  Художников своего времени.

Хорошие фотографии, как хорошее вино,  не стареют. Самое удивительное свойство фотографического изображения –  это  возможность погрузить зрителя в эмоциональное состояние, близкое к тому, которое мог испытать автор  в момент его  создания.  А это означает, что Вадим Гиппенрейтер на уровне эмоций продолжает общаться с нами через каждую из своих работ! Своим удивительным лаконичным языком фотографических образов, главное содержание  которых – Красота России. Не отдельных  ее частей, а всей страны  от океана до океана. Именно такая задача была  соразмерна масштабу личности великого фотохудожника –  Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера.

© Вадим Штрик, руковолитель Национального фотоархива ГеоФото



Просмотров страницы: 1044

Смотрите также:

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Извержение Толбачика, 1975
Извержение Толбачика, 1975

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

Вадим Гиппенрейтер. Лаконичный фотограф красоты

© 2002-2013 Фотобанк "ГеоФото" - Национальный фотоархив. Все права защищены.
Агентство Авторской Фотографии. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50557
Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 32, стр. 4, оф. 301-308, Тел: +7 (495) 648-47-01
geophoto@geophoto.ru

Реклама на сайте