Фотобанк "ГеоФото" - Национальный Фотархив: фотографии для СМИ, полиграфии и рекламы! Тел +7(495)648-47-01 geophoto@geophoto.ru  English 
Фотобанк Гео Фото. Фотографии природы России и Мира



Коллекции:

Календари
Репортажи



Пополнения

Гео-темы
Другие



Каталоги:

Гео каталог
Объектный
Авторы
Портфолио
Гео-Арт

Экспедиции
Фототуризм

Контекстный поиск от Google(tm). Поиск по коду фотографии.
Loading

  Всего страниц : 1004 


Вход для клиентов

Логин
Пароль
Регистрация
Забыли?

Вход для фотографов

Логин
Пароль


Наши сообщества: Подписка на новости:

Главная :: Экспедиции :: Реализованные экспедиционные проекты

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов



Текст и фотографии : Алексей Антонов     

...Если театр начинается с вешалки, то путешествие, безусловно, с перрона. Ярославский вокзал. Пять минут до отправления поезда, последняя сигарета. И вот наконец-то мы едим. 73 часа с копейками, через всю Россию. Ростов Великий, Ярославль, Киров, Пермь, Тюмень, Омск, Абакан. 

    Ниже Тюмени тайга постепенно отступает, сменяясь степными просторами, и лишь изредка попадающимися березовыми рощами. Подъезжаем к Иртышу и Омску, городу, которому не больше 350 лет, а в голову, под перестук колес, лезут и лезут мысли о давно ушедших временах. Когда-то по этой земле кочевали скифы, сарматы, гунны, печенеги, половцы. И именно здесь, в этих степях, проходил путь, по которому в течение тысячелетий от Дуная на западе до Енисея на востоке двигались и двигались народы, неся с собой новые веяния и доселе невиданную культуру. Любой, кто интересуется историей России, вспомнит и об открытиях сделанных русскими и тувинскими учеными в Мугур-Саргольском святилище, представляющем собой уникальный комплекс рисунков колесниц, жилищ, антропоморфных фигур и прародительниц мифических предков и животных с солярными символами на голове, датирующихся эпохой бронзы, III - II тысячелетии до н.э., и последующими эпохами. И о германо-российской экспедиции, начавшую свою работу на территории Тувы в 2000 году, под руководством немецкого археолога и историка Германа Парцингера и его российского коллеги Константина Чугунова. Для исследований ученые выбрали полуразрушенный курган Аржан-2, в Уюкской котловине, сооруженный на месте стоянки бронзового века, III - II тысячелетия до н.э. (1). Оружие, украшения,  ритуальные зеркала,  бронзовые горшки для варки еды, увидевшие вновь свет спустя тысячелетия, выполнены в так называемом скифо-сибирском «зверином» стиле, принадлежат к раннескифскому времени - VIII - VII век до н.э. Князь на шее которого была надета массивная золотая гривна, вместе с Княгиней, лежали в спящем положении, головами на север и северо-запад, в нетронутом двойном срубе. В схожем срубе, в 740 году до н.э., был захоронен и царь Фригии - Гордий, отец царя Мидаса (2).  Восток, в мировоззрении древних скифов, неразрывно связывался с рождением, юг с расцветом жизни, запад со старостью, север с переходом в иной мир. Рядом с основным захоронением, неплохо сохранились ещё два. В первом - ученые нашли тела трех наложниц, одетых в момент похорон в зимнюю одежду из овчины, во втором - скелеты 14 лошадей. Существует хорошо известная поговорка: «Кочевник рождается и умирает в седле». С трех лет мальчиков и девочек сажали на коня. В пять им давали в руки лук, и учили сражаться. Убей или будешь убит, такова была психология тех, кто жил на территории, простиравшейся от Монгольского Алтая до Карпат. И эти же люди, пасшие скот, воспитавшие детей, воевавшие, хорошо разбирались в астрономии, геометрии, медицине, умели плавить золото и железо, создавая из них настоящие произведения искусства. Уже в 30 - 50-е годы XX века, лама врач, художник, камнерез, ювелир - Салчак Савыр Чамыянович, родившийся на западе Тувы, творя, применял все те же технологии обработки металла, что и его далекие предки. Племена, населявшие в этот период Туву, были современниками фракийцев, скифов Причерморья, саков Средней Азии и Казахстана и соседями древних алтайцев, принадлежащих к Майэмирско-пазарыкской культуре. И имели много общего с ними в антропологическом отношении. Даже в наши дни, на западе Тувы, всё ещё можно встретить людей высокого роста, с европеоидными чертами лица, голубыми или зелеными глазами и огненно-рыжими волосами. 

   Обряд похорон проводился только в летние месяцы. тело человека, умершего осенью, зимой или весной, подвергали процессу мумификации, вынимая внутренние органы, зашивая, и кладя в прохладное хорошо проветриваемое помещение. И, несмотря на то, что прямых источников не сохранилось, вполне возможно, для лучшего его сохранения, использовали так же соль и различные травы. Схожий процесс мумификации применяли и жители Синьцзяна, с конца II тысячелетия до н.э. и до середины  I тысячелетия до н.э. 

    Между основным захоронением и местом погребения лошадей стоит на небольшом возвышении «Оленый камень», служивший, посредником между миром живых и миром мертвых. Около него родичи, совершая обряды, клали приношения умершему члену семьи. 

    Сама Уюкская котловина, расположенная на высоте тысячи метров над уровнем моря, в предгорьях Саян, становится в начале «Раннежелезного века» центром большого племенного союза. В реке Уюк и озере Белом, в те годы, ходили косяки рыбы, а среди гор, на альпийских лугах, пасся скот. В, местных горах, добывали железную руду, золото, камень, из которого жители долины сооружали погребальные комплексы для своей знати (3). 

      Дорога, от Абакана петляя по Минусинской котловине, неуклонно стремится   к Саянам. И любуясь, открывающимся за окном микроавтобуса пейзажем, я снова и снова возвращался мысленно к ушедшим навсегда временам. Во время «Аржана-2», в этих местах, возникает самобытная и неповторимая тагарская культура, родственная культуре уюкских племен Тувы. Здесь же, но уже в 30 - 40-х годах XIX века, отбывали ссылку многие декабристы, после заключения в Иркутском остроге. По тем же горным ущельям, по которым ехали и мы, проходили устремившиеся на запад гунны, шли непобедимые и грозные в своем величии тумены Чингисхана. Его культ широко распространился, в последнее время, в Монголии и Туве, особенно на её юге, где для большинства живущих людей монгольский язык является таким же родным, как и тувинский. Уроженец этих мест, член Союза писателей России, член Союза художников России - Бижек Комбу Додуйлович был первым кто перевел с монгольского на тувинский зык «Сокровенное сказание Чингисхана».  

     На полпути водитель сделает остановку около одной из столовых, разбросанных вдоль трассы. И отправится обедать. До Кызыла, столице республика Тыва, ещё целых четыре часа пути. А, на следующий день, под колесами машины вновь шуршит асфальт. И мы, вслед за старообрядцами, перевозившими по этому пути продукты и вещи из Белоцарска (Кызыл) (4) в поселок Арголик, распологавшийся на склонах хребта Канд-уула, отправляемся на юг к Монгольской границе. Золотого прииска давно нет, а так мало, что изменилось с тех пор. Вся та же выжженная солнцем степь, сменяющаяся хвойными лесами в предгорьях. Вдоль дороги разбросаны редкие поселки, да всё те же закусочные, которые встречались мне и по пути из Абакана в Кызыл. Нам не повезло. Единственное из ведущих на юг шоссе, в то время ремонтировали и расширяли. И добрую часть пути, до перевала Калдак-Хамар, мы протащились с черепашьей скоростью, лавируя между строительной техникой, грудами песка и щебня. Перед последним подъемом машина окончательно раскалилась, и было приятно выбраться из нее, и размять затекшие ноги. Я отправился снимать сабурган и хатаки, которыми проходящие и проезжающие на машинах люди «украсили» чуть ли не все близлежащие деревья. (f2) За перевалом начали попадаться стада коз и лошадей, и первые юрты чабанов, как и их предки, эти люди продолжают вести кочевой образ жизни. И хотя многие из них имеют Уазики и грузовые Газоны, пользуются сотовыми и солнечными батареями, железная печка, заменившая очаг, в центре юрты, по-прежнему растапливается по утрам дровами или навозом. Да и сама юрта осталась вполне традиционной, с разделением на мужскую и женскую половины, с непременными сундуками вдоль стен, алтарем и двумя шестами около выходного отверстия для дыма, символизирующими лунное и солнечное начала. Те из хозяек, кто ещё соблюдает обычаи предков, на восходе солнца совершают ритуал шай-оргуру.

    Эрзин, основанный в 1937 году при Тувинской Народной Республике, встретил нас сорокоградусной жарой. Деревянные одноэтажные здания, украшенные печными трубами и китайскими тарелками спутникового телевидения, словно бежали в мареве наперегонки с широкими пыльными улицами. На отшибе, возвышаясь над городом, красовались две новенькие антенны сотовой связи. И такой же новый, вновь отстроенный всего несколько лет назад, главный Дуган. (f3, f4) В последние годы в райцентре появился и свой крытый вещевой рынок, где по баснословно низким ценам вы можете приобрести, практически, любой товар, производимый в Китае, и на который торговцы - перекупщики приезжают не только из Кызыла, но и из Абакана, и даже Красноярска. Двери массы маленьких продуктовых магазинчиков, расположенных, чуть ли не в каждом доме, вдоль главной улицы, открыты, чуть ли не круглосуточно, как и двери райцентровской столовой, где мы собственно и питались. 

      Выехав, на следующее утро, из города и пропетляв, часа полтора на Уазике, по ущельям среди черных и серых скал, добираемся до склонов, глубоко почитаемой в этих местах, горы Священного медведя - Хайракан-Даг. Выгрузившись и немного поговорив, отправляемся к её подножию. К тому месту, где разжигают огонь и, где из скалы бьет источник. Женщины неторопливо собирают сухие ветки можжевельника и разводят костер, на специально предназначенном для этого камне. И, все те кто принимает участие в обряде - оргул-кылыр, собравшись вокруг костра, кладут, под чтение молитв, в огонь печенье и конфеты, кормя духов горы. Рядом же повязывают священные ленты шарфы - хатаки. При его завершении Дирчин Александра, произнося благие пожелания, подносит духам восьми сторон света, основной напиток тувинцев - чай с молоком и солью. Этот ритуал очень схож и по форме исполнения и по своей внутренней сути с шай-оргуру, о котором я упоминал чуть выше. После окончания обряда, мои новые друзья стали варить суп из баранины с лапшой и накрывать на стол в беседке. За чаем и разговорами мы просидели несколько часов. По дороге домой они рассказали, ещё их отцы и матери, посвящали божествам горы овец, лошадей и быков (5).

    Несколько дней спустя, в поселке Кызыл-Даг (Красная гора), Саая Когел Мижитеевич, известный в Туве камнерез, поведал, мне и Василию Савыровичу, моему проводнику и переводчику, быличку о шамане Кандааза, невидимых существах и ламе Чотчу. В начале 20-го века жители местечка Чуктуг-Хая, с верховьев реки Хемчик, пригласили шамана Кандааза. И попросили провести его обряд «очищения», дарующий здоровье, благополучие и богатство. Встреча между ними произошла уже осенью, около Шивилигского аржана - источника в ельнике. Во время камлания, он увидел великое множество странных существ. Они весело плескались в воде, над которой стоял пар. Поведанная шаманом история о веселых существах дошла до лам Коп-Соокского монастыря - Хурээ. Тогда Чотчу-лама, вызвался пойти и посмотреть, что же там происходит. Достигнув аржана лама изгнал из этой местности проказливых существ, уже порядком надоевшим местным жителям. И на том месте, где они обитали, поставил свою юрту. 

  До революции 21-го года около Аржанов всегда жили ламы-врачи, рассказывающие приходящим к источникам людям, как ими пользоваться, и оказывающие самую разнообразную практическую помощь. Здесь и диагностирование заболеваний, и лечение травами. Выступали они и в роли посредников между миром людей и духов. Даже после 21-го года вера в их чудодейственную силу не ослабла, и тувинцы, как и в прежние годы до революции, кто на лошадях, а кто и пешком, прихватив все свои пожитки, шли и шли к источникам, надеясь на их помощь. В наши дни лошадей заменили 66-тые Газоны, Газели, Уазики, да и просто легковые автомобили, самых различных марок, юрты - современные палатки. А так мало, что изменилось. Об их целебной силе существует масса правдоподобных и не очень историй. Единственный из до конца исследованных источников - Шивилигский. 

   Впервые химический состав воды Шивилигского месторождения был изучен гидрогеологом Валидинским В.И. в 1952 году, повторно в 1954. В 1966 году, радоновые источники Шивилига были включены Фомичевой в «Каталог минеральные воды СССР», под названием «Бай-Талские родниковые источники». С 1980 по 1983 год были проведены детальные геологоразведочные работы. В это же время источник посещает, в сезон, до трех - четырех тысяч человек, приезжающих из самых разных уголков Советского Союза. В 2000 году, сотрудниками «Томского НИИ курортологии и физиотерапии Минздрава России» был подробно изучен минеральный, минерально-ионный и газовый состав воды, а так же определены содержания радона в воде. Подверглась   изучению и проблема влияния радоновых вод на здоровье человека. В том же, 2000 году, Шивилигские радоновые источники были включены в «Реестр курортных и лечебно-оздоровительных местностей», утвержденных Минздравом РФ. В настоящее время, эксплуатирующиеся источники, подразделены на четыре группы. Каждая из них помогает при тех или иных болезнях. Таких, например, как заболевания остеохондроза и центральной нервной системы, гинекологические заболевания, детский церебральный паралич, гипертонические и ишемические болезни, на начальных стадиях, болезни суставов - артриты и артрозы. И при различных патологиях ухо, горла, носа, включая и такие распространенные болезни, как ангины и гаймориты. Радоновый газ, являясь продуктом распада, такого тяжелого элемента, как радий, попадая в воду ионизирует её, насыщая альфа, бета и гамма лучами, 98% которых приходится на лучи альфа. Такая вода, попадая в организм человека, при прохождении водных процедур или при приеме её внутрь, способствует активизации биохимических процессов на внутри клеточном уровне. Считается, что радон в малых количествах способствует регенерации клеток желудка, поджелудочной железы и печени, при гастритах и панкриотитах. Помогает он при варикозе, когда ещё сохраняется мышечный тонус. (6)

     Радоновые источники, расположенные на среднегорье - высота около 1800 метров - окружают хвойные леса, и те, кто приедет в конце июля - начале августа смогут полакомиться и кедровыми орешками и голубикой, обильно произрастающими в этих местах. Недалеко от Шивилига находится долина Саамчыыр, с её удивительным петроглифами III - I тысячелетия до н.э., скифскими курганами и древнетюркскими захоронениями. И с не менее удивительной оросительной системой. В народе её называют «Чингис бугазы» - «Арыки Чингиса». Хотя её история и восходит ещё к до-скифским и скифским временам. Вода в каналы, разбросанных по склонам гор, поступала из таежных ключей по деревянным желобам. На террасах сеяли преимущественно горный ячмень и просо. Во времена Чингисхана и его сына Джучи, такие долины, как Сааамчыыр - Вымя наполненное молоком, были житницей быстро расширяющейся Монгольской империи. 

   Приезжающие к родникам тувинцы, немного отдохнув и разобрав вещи, совершают обряд «ээзи», у головы аржана, прося здоровья, благополучия, счастья для себя и своих близких. В таких местах вы всегда найдете и жертвенник, и повязанные рядом на ветках деревьев хатаки. Встретите вы и людей молящихся духам аржана.  Сохранилось и великое множество быличек, рассказывающих о встрече людей и хозяев местности. В 2002 году, темной осенней промозглой ночью, молодой паре, отдыхающей в палатке, явилась Хозяйка аржана, в национальном тувинском платье с короткими рукавами. Разбудив молодого человека, Она сказала: «Я замерзла. Согрей меня. Напои чаем». Пролепетав, что-то невразумительное в ответ, молодой человек бросился разводить костер. Пока он поил Хозяйку чаем, стараясь не смотреть ей в глаза, жена спокойно спала, ни о чем не догадываясь. Выпив несколько чашек тувинского чая с молоком и солью, Хозяйка аржана исчезла, так же неожиданно, как и появилась. С первыми лучами солнца, муж разбудил свою спутницу, и они быстро собравшись уехали. Схожий случай произошел и в середине 90-х годов.

     Шаманы, подобные Кандааза черпали свою силу в этой сказочно прекрасной земле, в этих горах, окружающих котловину Саамчыыр и Шивилигский аржан. Бойдус - природа для них, как и для многих тувинцев неизменно оставалась живой, наполненной духами гор, рек, целебных источников. Между ними и ей постоянно существовала эта невидимая духовная и физическая связь. Без этой непреходящей связи, без наследственного дара, передающегося из поколения в поколение - нет шамана. И во время проведения обрядов, он вновь и вновь обращается к хозяевам местности, к духам покровителям, к своим предкам, прося у них помощи. 

     Само возрождение шаманизма в Туве неразрывно связано с именем крупного ученого, общественного деятеля, профессора, доктора исторических наук - Монгуша Бараховича Кенин-Лопсана. Благодаря его энергии и энтузиазму, в 1993 году было основано общество «Дунгур» (Бубен), существующее до сих пор. Именно он, впервые, собрав под одной крышей потомков шаманов, создал условия, при которых они могли бы обмениваться информацией, раскрывать свои возможности и свой дар.

   Зайдя в здание центра, вы всегда застанете там тех, кто пришел за самой разнообразной помощью. Чаще всего кызыльцы и те, кто приезжает в столицу, обращаются с сильными головными болями, невралгией мышц шеи, экземами, псориазом, с различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы и суставов. Излечивают в центре и от бесплодия. Среди шаманов есть травники, костоправы, массажисты, специалисты по мазям и настойкам. Председатель общества «Дунгур» Надежда Мижит-Доржуевна Сат, во время обряда - лечения, чаще всего использует наговоренную соль (земля), воду и свечку шамана чулу (огонь). 

   Шаманизм неотделим от этих гор, от этих степей, от юрт кочевников. Он прирос к этой земле. Став неотъемлемой частью быта тувинцев на протяжении последних шести - семи тысяч лет.

   Ещё один рассказ - Саая Когел Мижитеевича - переносит нас во времена Уйгурского каганата. В то время, когда крепость Пор-Бажин уже существовала, а озеро Тере-Хол ещё не было. Брат отца нашего гостеприимного хозяина - Тулуш Дунчун - услышал её на его берегах и рассказал, затем, её своим сыновьям и племянникам. Во время одного из восстаний тувинцев, крепость Пор-Бажин подверглась жестокой осаде. И, тогда правитель уйгуров, принеся жертвы Йер-су, Тенгри и Умай, взмолился о помощи. Разверзлись небеса, всполохи молний осветили небо, полил дождь, а из главного колодца крепости хлынула вода. Восставшие в ужасе побежали от Пор-Бажина. И на том месте, где был разбит их лагерь, образовалось озеро необыкновенной красоты. 

    Процесс его расширения, продолжающийся и в наши дни, может привести к затоплению острова, размыванию и обрушению стен крепости, и в конечном итоге к утрате уникального памятника истории и культуры VIII века н.э. Крепость Пор-Бажин была открыта сотрудником Минусинского музея Д.А. Клеменцом в 1891 году. С 1957 года, под руководством С.И. Вайнштейна, начинается её комплексное изучение, продолжающееся и по сей день. В период расцвета крепости, за её укреплениями, находился целый лабиринт, состоящий из улочек, переулков, зданий, и напоминающий собой, буддийскую или индуисткую мандолу, в центре которой располагался дворцовый комплекс Уйгурского кагана. Строили её, как и первое Коп-Соокское Хурээ, китайские мастера. И хотя два архитектурных комплекса и разделяет пропасть в 1100 лет, материалы и приемы строительства мало изменились за это время. Всё то же дерево, всё та же глина, замешанная с землей, тростником или травой. Китайский торговец или чиновник, заехавший по делам в Пор-Бажин, наверное, ощущал себя дома, среди всех этих парящих над землей изогнутых крыш, драконов, деревянных резных дверей. Культурного слоя при раскопках крепости, практически, не было обнаружено. Скорее всего она была покинута жителями, в конце IX века, унесшими с собой все сколь-нибудь ценное. Тогда, на стыке веков, на смену Уйгурскому каганату приходил Кыргызский. Обитавшие в Минусинской котловине со второго века до новой эры кыргызы, утверждали огнем и мечом свою власть от долины реки Хемчик до Пор-Бажина.

   Наряду с озером Тере-Хол, широко известно и другое озеро Торе-Хол, расположенное на юге Тувы, в центре заповедника мирового значения - Убса-Нур, основанного по инициативе известного ученого, профессора экологии, доктора технических и доктора биологических наук - Бугровского Виктора Васильевича. 

    Уазик, с которым мы, кажется, уже сроднились, глотая пыль проселочной дороги, бежит к священной горе Кара-Хая, по форме напоминающей севшего отдохнуть орла с раскинутыми крыльями, и к озеру Торе-Хол. Перед нами открывается лишь степь, да колышется марево, а впереди, уже на территории Монголии, ввысь вздымаются горы со снеговыми шапками на их вершинах. Гора Кара-Хая, около которой мы делаем остановку, лишь холмик по сравнению с ними. По её склонам теперь весело лазят ребятишки, стараясь непременно обогнать соседа и залезть как можно выше. Не отстают от них в этой забаве и взрослые. И мало кто из них уже помнит, что ещё лет пятьдесят назад у её черных скал приносили в жертву, выигравших местные скачки лошадей, стараясь задобрить духов. Один, два черепа, в очень плохом состоянии, так и продолжают валяться у подножия горы. И хотя озеро было уже видно, добирались мы до него ещё целый час, трясясь по разбитому, бесконечным количеством автомобилей, проселку. Наш водитель Павел взял с собой в эту поездку младшую дочку, внучку и племянницу. И пока я прыгал с камерой, пытаясь, хоть, что-то снять, они резвились в озере, получая от этого, судя по их радостным и восторженным крикам, огромное удовольствие. После первого нашего привала, поколесив вдоль его берегов, увидели юрты чабанов, пасущих на его берегах своих коз и овец, встретили и туристов, приезжающих сюда отдохнуть из Эрзина, Кызыла, Красноярска, Омска. Заглянули мы и в спортивно-оздоровительный лагерь для детей, и на турбазу, организованную в рамках программы развития экологического туризма дирекцией Всемирного биосферного заповедника «Убсу-Нурская котловина», где все желающие могут пожить в настоящих юртах, наслаждаясь солнцем, необыкновенно чистой водой озера Торе-Хол и таким же чистым воздухом. 

    Вода в Эрзинском и Бай-Тайгинском кожуунах действительно необыкновенно чистая. Мне самому не раз и не два приходилось пить из рек, горных источников, ручьев. остались нетронутыми на территории этих районов и многие природно-климатические зоны. На высокогорьях в Бай-Тайге, как и столетия назад, во времена скифов, тюрков, монголов, обитают медведи, волки, снежные барсы. Согласно легенде, бытующей среди охотников, сохранилась, со времен последнего оледенения, и небольшая популяция северных оленей. Они гораздо крупнее тоджинских и, скорее всего, именно их запряженных в повозку изобразил неизвестный художник на склоне горы в Монгольском Алатау, живший в период позднего неолита или в начале бронзового века. При его жизни оленей чтили, как священных животных. В раннежелезный век им на смену приходит конь - лошадь. Заканчивается одна эпоха и начинается совершенно иная, наследниками которой мы все и являемся. 

    Восходили мы, от Шуйского аржана Дустуг-Хем (Солёная река) к вечным снегам Мунгулека (Серебреная тайга), добрых девять часов. Заночевав посредине дороги у пастухов. Даже для тех, кто хорошо держится в седле, такой подъем покажется трудным. Горные тропы, изобилующие крутыми спусками и подъемами, бушующие горные реки, через которые мы переправлялись вброд. Подкачала немного и погода. Все три дня пока мы были в горах, с небольшими перерывами, шел дождь. Несмотря на все тяготы пути, выпавшие на нашу долю, Василий Савырович постоянно умудрялся мне рассказывать об истории этого края, о нелегкой, полной тягот и забот жизни чабанов. Во время первой и второй ночевки мы в полной мере смогли ощутить на себе всю суровость их жизни. Вместо ставших привычными для глаз юрт, подъезжая, мы увидели небольшую избушку с плоской крышей, поросшей травой. Внутри нее всю площадь занимала грубо сколоченная из бревен и досок кровать, на которой мы собственно и спали. В углу приютилась железная печка. Стекол в окнах не было, и на ночь мы их закрывали, положенными рядом на этот случай тряпками. Ели, умывались, да и проводили большую часть времени на улице. Я ходил фотографировать, пока Василий Савырович, со своими старшими сыновьями Шолбаном и Долааном, беседовал с сарлыководами (сарлыки - яки). Большинству из них не было ещё и тридцати. У многих из них в поселках есть свои дома, машины. Несмотря на это они по зову сердца выбрали эту трудную жизнь, идя по стопам своих родителей. 

   Директор школы в поселке Бижиктиг-Хая - Сендаш Галина Николаевна, вместе с преподавателями, в те годы, работала над программой «Воспитательное пространство села, как условие формирования человека культуры». И это неудивительно. Рядом с петроглифами неолита и бронзового века, на склонах горы Бижиктиг-Хая (Расписанная скала), соседствуют изображение Будды, времен уйгуров, надписи, принадлежащие к различным историческим эпохам, многие из которых до сих пор не расшифрованы.  В степи, буквально в двух шагах от поселка, можно увидеть и статуи, воздвигнутые тюрками и уйгурами. Здешние жители до сих пор глубоко почитают их, а рядом с каменными изваяниями Богинь, перед дальней дорогой или свадьбой, совершают ритуалы - молясь, принося пожертвования и возлагая около их обезглавленных тел хатаки. ( Положили и мы несколько рублей около ног Древнетюркского воина, VI - VIII века, в знак благодарности и уважения. Уже после съемок, возвращаясь к машине, мы приметили обычную для этих мест и для этого времени года картину - между мирно пасущимися коровами бродили журавли.


Вместо послесловия


    В 1912 году закончилась, продолжавшиеся без малого 14 лет, война между Монголией и Китаем. В её разгар монголы, терпящие поражение за поражением, обратились к тувинским князьям с просьбой отправить на помощь войско. Просьба была удовлетворена. И перед тем, как вступить в решающее сражение, тувинских воинов благословил глава Монгольских буддистов - Восьмой Богдо-гэгэн, надев на шею каждому из них красный шнурок. Потерь среди них, почти, не было. Узнав об этом Богдо-гэгэн - удивился. В его голове постоянно крутился только один вопрос: «Почему?» Тогда он обратился к Священным сутрам, но так и не нашел ответа. Время шло... В одну из ночей, при выполнении тантрической практики, ему явилось, невидимое для простых людей, существо - Тану. Согласно и ныне бытующему в Туве поверью - Тану охраняет всех тувинцев, в том числе и воинов, вставших на защиту Родной земли. Увидев Тану Восьмой Богдо-гэгэн загорелся разыскать место, где она живет, и встретиться с ней вновь. Вскоре, вместе с другими монгольскими ламами, он отправляется в Туву. И, в первую очередь, посещает очень известный и уважаемый дацан Усту-Хурээ, размещавшийся близ нынешнего райцентра - Чадана. ламы из этого монастыря, отличавшиеся особой набожностью и ученостью, посоветовали ему пройти по Хемчику. Долине, сыгравшей решающую роль в формировании Тувинского этноса, и тянущуюся от Бай-Тайгинских хребтов до реки Енисей. Так, около 1917 года, в преддверии революционной смуты в России, Восьмой Богдо-гэгэн попадает в первое Коп-Соокское Хурээ, воздвигнутое китайскими мастерами в 1857 году. Несколько дней спустя, он вместе со своими попутчиками и местными ламами поднимается на перевал, господствующий и ныне над поселком Кызыл-Даг и развалинами первого Хурээ. Там, около «обо», он вновь встречает Тану. Проведя несколько служб, благословив массу народа и походив по окрестностям Хурээ, Богдо-гэгэн указывает место нового монастыря, который должен располагаться теперь ближе к горам. В том числе и к Сарыг-Хая, где и поныне добывают мягкий режущийся камень - агальматолит, использующийся мастерами при изготовлении различных изделий, имеющих художественную ценность. По всей долине Саамчыыр разбросаны курганы скифского периода, тюркские захоронения. Недалеко бьет и аржан. И это, место, получившее название Коп-Соок, то есть место с множеством костей, издревле почиталось в народе, как Святое. История на этом, однако, не заканчивается. В суровые годы Великой Отечественной войны, из поселка Кызыл-Даг на фронт ушло 11 человек, вернулось же 10. А, люди до сих пор поднимаются на перевал к «обо» и молятся Тану. Прося у этого невидимого существа самого простого и самого человечного: мира, здоровья и счастья для всех живых существ.

    Уже на закате перестройки и незадолго до распада СССР, член Союза художников СССР и России, лауреат Государственной премии имени Репина - Саая Когел Мижитеевич, вместе со своими друзьями - художниками, строит в поселке Дуган. Лет за 30 до этого события, лама Салчак Дамбы умирая показывает сыну пещеру около скалы с петроглифами, где он в 1931 году спрятал предметы культа и священные книги, спасенные им при сожжении второго Хурээ. И просит сына, передать их в новый будийский храм, когда тот будет построен. В 1990 году, Салчак Дорджу выполняет предсмертную просьбу отца, а в 2000 году, Дондук-оол Хертек - член Союза художников СССР и России, лауреат Государственной премии имени Репина, преподносит в дар Храму фигуру Белой Тары, сделанную из агальматолита. В середине 90-х годов, преподнесла в дар Дугану Белого Будду с множеством детей и Анчимаа Хертек.  Сама родившиеся и выросшая в сумоне Коп-Соок, недалеко от Кызыл-Дага, она председательствовала в Малом Хурале ТНР, в конце 30-х - начале 40-х годов, и первая из женщин в мировой истории занимала столь высокий и ответственный пост.  


 

______________________

(1) - Исследования кургана Аржан (IX - VIII век до н.э.) проводились с 1971 по 1974 год, под руководством кандидата исторических наук М.Х. Маннай-оола, научным консультантом выступил доктор исторических наук М.П. Грязнов. В ходе раскопок археологи обнаружили, среди прочих предметов, бронзовый кинжал с украшением на рукояти фигурой кабана, статуэтку свернувшегося тигра, с выпущенными когтями и оскаленной пастью, колоду гроб, в которой был захоронен один из приближенных князя (царя), а так же подвеску - амулет, выполненную в форме копыта коня. Монография М.Х. Маннай-оола, вышедшая в издательстве Наука, в 2004 году, посвящена происхождению и формированию Тувинского этноса - Маннай-оол М.Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. - Новосибирск: Наука, 2004.  

__________________________

(2) - При вскрытии гробницы были найдены предметы интерьера - столы, лавки, шерстяные одеяла, покрывала изо льна, оружие, золотые украшения, бронзовые горшки и кубки с изображениями животных. И, что самое удивительное - тарелки с остатками еды от поминального пиршества.  

__________________________

(3) - При написании данной статьи, автор использовал и взятые им интервью у директора Государственного историко-культурного музея-заповедника «Долина царей» - Шыырапа Омака Кызыл-ооловича, заведующей отделом культурно-образовательной работы в Национальном музее имени Алдан-Маадыр республики Тыва - Монгуша Ольге Оюнзаевне, журналиста, научного сотрудника Тувинского института гуманитарных исследований - Салчака Василия Савыровича. И у переводчика, члена Союзов писателей и художников России - Бижека Комбу Додуйловича. 

_________________________________

(4) - Тува добровольно входит в состав Российской империи в 1914 году. В том же году, на месте слияния Большого и Малого Енисея, в тех местах, где кочевали Салчаки, Маады и Оюны и, где проводились ежегодные торговые ярмарки, на которые съезжались китайские, монгольские и русские купцы, строится город Белоцарск. В ходе жестоких и кровопролитных боев, в 1919 году, он полностью сгорает, отстраивается вновь и в 1925 году получает свое нынешнее название - Кызыл (Красный). Первым губернатором города был Владимир Габаев, вместе с ним из Петербурга приезжают первые топографы, строители, чиновники, учителя, врачи и даже жандармы. В современном своем обличии Кызыл появился уже после Великой Отечественной войны, в 50 - 60-е годы. На территории города сохранилось лишь несколько зданий, относящихся к эпохе Великой индустриализации. 

__________________________________

(5) - Наравне со скифами на формирование тувинского этноса большое влияние оказали и тюрки. Археологические данные полученные историками и культурологами, в ходе изучения погребения человека с конем, каменных стел с енисейскими надписями, наскальных рисунков, поминальных четырехугольных каменных оградок с изваяниями, свидетельствуют о преемственности материальной и духовной культуры между двумя народами. Так в древнетюркских курганах были найдены вещи, аналогичные современным тувинским. Это и предметы конского снаряжения, каменные жернова, железные ножи, посуда и многое другое. Дожил до наших дней, правда, в несколько измененной форме, и обычай поклонения священным горам - ыдык. (Маннай-оол М.Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. - Новосибирск: Наука, 2004 - С. 48-62)  

_____________________________

(6) - Всю необходимую информацию для статьи мне любезно предоставил экс-министр здравоохранения Республики Тыва, кандидат медицинских наук, врач Кудерек Борис Кожун-оолович, во время нашей беседы на территории аржана Шивилиг. 

 



Просмотров страницы: 7052

Смотрите также:

 Между основным захоронением и местом погребения лошадей стоит на небольшом возвышении «Оленый камень», служивший, посредником между миром живых и миром мертвых. Около него родичи, совершая обряды, клали приношения умершему члену семьи.
Между основным захоронением и местом погребения лошадей стоит на небольшом возвышении «Оленый камень», служивший, посредником между миром живых и миром мертвых. Около него родичи, совершая обряды, клали приношения умершему члену семьи.

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов

Воспитанницы Чечен Комбуевны - сотрудницы районной администрации,  параллельно преподающей в Эрзинской школе историю национального танца и костюма. На заднем плане - вновь отстроенный Дуган. Эрзин, Республика Тыва.
Воспитанницы Чечен Комбуевны - сотрудницы районной администрации, параллельно преподающей в Эрзинской школе историю национального танца и костюма. На заднем плане - вновь отстроенный Дуган. Эрзин, Республика Тыва.

Уютно расположившись на веранде, известный в республике резчик по дереву -  Откун Кыргысович, вырезает на крышке сундука в юрту сложный тюркский орнамент. Поселок Морен, Эрзинский кожуун, Респубика Тыва.
Уютно расположившись на веранде, известный в республике резчик по дереву - Откун Кыргысович, вырезает на крышке сундука в юрту сложный тюркский орнамент. Поселок Морен, Эрзинский кожуун, Респубика Тыва.

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов

Член художников СССР, член Союза художников России, лауреат Государственной премии имени Репина - Саая Когел Мижитеевич, с сыном моего друга и проводника - Василия Савыровича - Долааном, на горе Сарыг-Хая. Бай-Тайгинский кожуун, Республика Тыва.
Член художников СССР, член Союза художников России, лауреат Государственной премии имени Репина - Саая Когел Мижитеевич, с сыном моего друга и проводника - Василия Савыровича - Долааном, на горе Сарыг-Хая. Бай-Тайгинский кожуун, Республика Тыва.

Член Союза художников СССР, член Союза художников России - Кочаа Сергей Хомушкуевич, с учениками. Бай-Тайгинский кожуун, Республика Тыва.
Член Союза художников СССР, член Союза художников России - Кочаа Сергей Хомушкуевич, с учениками. Бай-Тайгинский кожуун, Республика Тыва.

Член Союза художников СССР, член Союза художников России - Кочаа Сергей Хомушкуевич, с учениками. Бай-Тайгинский кожуун, Республика Тыва.
Член Союза художников СССР, член Союза художников России - Кочаа Сергей Хомушкуевич, с учениками. Бай-Тайгинский кожуун, Республика Тыва.

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов

Недалеко от Шивилига находится долина Саамчыыр, с её удивительным петроглифами III - I тысячелетия до н.э., скифскими курганами и древнетюркскими захоронениями.
Недалеко от Шивилига находится долина Саамчыыр, с её удивительным петроглифами III - I тысячелетия до н.э., скифскими курганами и древнетюркскими захоронениями.

Недалеко от Шивилига находится долина Саамчыыр, с её удивительным петроглифами III - I тысячелетия до н.э., скифскими курганами и древнетюркскими захоронениями.
Недалеко от Шивилига находится долина Саамчыыр, с её удивительным петроглифами III - I тысячелетия до н.э., скифскими курганами и древнетюркскими захоронениями.

- Последнее из сохранившихся традиционных захоронений шамана. Долина Саамчыыр, Бай-Тайгинский кожуун, Республика Тыва.
- Последнее из сохранившихся традиционных захоронений шамана. Долина Саамчыыр, Бай-Тайгинский кожуун, Республика Тыва.

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов

 Зайдя в здание центра, вы всегда застанете там тех, кто пришел за самой разнообразной помощью. Чаще всего кызыльцы и те, кто приезжает в столицу, обращаются с сильными головными болями, невралгией мышц шеи, экземами, псориазом, с различными заболеваниями
Зайдя в здание центра, вы всегда застанете там тех, кто пришел за самой разнообразной помощью. Чаще всего кызыльцы и те, кто приезжает в столицу, обращаются с сильными головными болями, невралгией мышц шеи, экземами, псориазом, с различными заболеваниями

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов

Рядом с петроглифами неолита и бронзового века, на склонах горы Бижиктиг-Хая (Расписанная скала), соседствуют изображение Будды, времен уйгуров, надписи, принадлежащие к различным историческим эпохам, многие из которых до сих пор не расшифрованы
Рядом с петроглифами неолита и бронзового века, на склонах горы Бижиктиг-Хая (Расписанная скала), соседствуют изображение Будды, времен уйгуров, надписи, принадлежащие к различным историческим эпохам, многие из которых до сих пор не расшифрованы

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов

 В 1990 году, Салчак Дорджу выполняет предсмертную просьбу отца, а в 2000 году, Дондук-оол Хертек - член Союза художников СССР и России, лауреат Государственной премии имени Репина, преподносит в дар Храму фигуру Белой Тары, сделанную из агальматолита.
В 1990 году, Салчак Дорджу выполняет предсмертную просьбу отца, а в 2000 году, Дондук-оол Хертек - член Союза художников СССР и России, лауреат Государственной премии имени Репина, преподносит в дар Храму фигуру Белой Тары, сделанную из агальматолита.

Тува. Воспоминания об одной поездке. Алексей Антонов

Член Союза художников СССР, член Союза художников России - Салчак Владимир Шомбулович, основал в поселке Кызыл-Даг студию-мастерскую, имеющую статус Республиканской экспериментальной площадки. В которой ребята, под его чутким руководством, постигают секре
Член Союза художников СССР, член Союза художников России - Салчак Владимир Шомбулович, основал в поселке Кызыл-Даг студию-мастерскую, имеющую статус Республиканской экспериментальной площадки. В которой ребята, под его чутким руководством, постигают секре

Переводчик, член Союза художников России, член Союза писателей России - Бижек Комбу Додуйлович, с внучатыми племянницей и племянником. Праздник Наадам. Кызыл, Республика Тыва.
Переводчик, член Союза художников России, член Союза писателей России - Бижек Комбу Додуйлович, с внучатыми племянницей и племянником. Праздник Наадам. Кызыл, Республика Тыва.

Традиционные скачки. Праздник Наадам. Кызыл, Республика Тыва.
Традиционные скачки. Праздник Наадам. Кызыл, Республика Тыва.

© 2002-2022 Фотобанк "ГеоФото" - Национальный фотоархив. Все права защищены.
Агентство Авторской Фотографии. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50557
Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 32, стр. 4, оф. 301-308, Тел: +7 (495) 648-47-01
geophoto@geophoto.ru

Реклама на сайте