Фотобанк "ГеоФото" - Национальный Фотархив: фотографии для СМИ, полиграфии и рекламы! Тел +7(495)648-47-01 geophoto@geophoto.ru  English 
Фотобанк Гео Фото. Фотографии природы России и Мира



Коллекции:

Календари
Репортажи



Пополнения

Гео-темы
Другие



Каталоги:

Гео каталог
Объектный
Авторы
Портфолио
Гео-Арт

Экспедиции
Фототуризм

Контекстный поиск от Google(tm). Поиск по коду фотографии.
Loading

  Всего страниц : 984 


Вход для клиентов

Логин
Пароль
Регистрация
Забыли?

Вход для фотографов

Логин
Пароль


Наши сообщества: Подписка на новости:

Главная :: Публикации :: Статьи о фотографии

Магический узор


   Однажды, фотографируя насекомых, я вдруг осознал, что они живут в совершенно другом мире, чем мы. Они живут рядом с нами, вокруг нас, но их мир абсолютно иной. Там другие пропорции, ритмы, течение времени, свет и цвет. Там все выглядит совершенно иначе. При погружении в тот мир меняется дыхание, ритм сердца, ощущение перспективы пространства. Краски вдруг обретают небывалые цвета, глубину и насыщенность. Солнечный свет становится текучим и начинает струиться, перетекая от капли к капле, наполняя особым сиянием пространство вокруг. Похоже, что там даже сила тяжести меняет свое качество, и насекомые чувствуют себя абсолютно комфортно в любом положении относительно горизонта. Там нет отдельно стоящих вещей или частиц, а есть единый поток жизни, в котором оказывается неразрывно связано абсолютно все. Там каждый находится на своем месте - и свет, и насекомые, и цветы, и люди…

Ощущая нити взаимосвязей, насекомые двигаются, создавая некий магический узор, сплетенный из света, тени, росы и… - моего внимания. В какой-то момент я сам себя начинаю ощущать частью и, одновременно, неким центром этого узора, он отражается в зеркале моего фотоаппарата… Щелчок - и мир, сворачиваясь, летит в холодную космическую черноту, оставляя непроявленный рисунок на фотографической пленке, и я тоже растворяюсь в этой черноте без остатка. Еще щелчки…, и только смена пленки указывает на то, что время не застыло на месте. Вдох -  и я снова ощущаю себя парящим в этом особом мире. Движение - и я чувствую затекшие суставы, озираюсь по сторонам, и начинаю осознавать, в каком нелепом положении простоял так долго…

Каждый раз после такой фотосессии, словно после тотального погружения в океан света и тени, я уносил с собой ощущение сказки и несколько заветных коробочек с фотопленкой – независимым свидетелем чуда. После проявки пленки и печати снимков начинался другой, не менее важный, но очень болезненный этап. Я, словно хирург во время операции, со скальпелем в руках, безжалостно обрезаю все лишнее. То, что недостаточно точно и корректно отражает чудо, свидетелем которому я был, и которое поселилось в моем сердце. Я сравниваю две картинки: одну, что лежит на столе, и другую, что пульсирует, светясь, в моем сердце. Как правило, сравнение оказывается не в пользу тех, что на столе, и тогда удаляется вся пленка. Остаются лишь меленькие крупицы из огромного количества материала, но в них угадывается ощущение чуда, а значит, усилия потрачены не напрасно.

За несколько лет опыта таких погружений я понял, что невозможно адекватно отразить суть без хорошей фототехники, правильного внутреннего настроя и кропотливой работы над собой. Каждому из этих моментов надо уделять особое внимание.

Как мастер меча не сможет раскрыться в полную мощь, держа в руках простую палку, так и фотограф не сможет раскрыться на 100%, используя плохую фотокамеру. Фотоаппарат должен стать продолжением тела, новым органом восприятия. Если произошло слияние человека и техники, то аппаратура становится чутким, тонким и надежным помощником в этом путешествии, путешествии по особым мирам, мирам света и тени.  Правильный внутренний настрой позволяет точно улавливать малейшие нюансы и вовремя реагировать на мгновенные изменения ситуации. Внутренняя честность позволяет более точно и адекватно оценивать степень своего мастерства в деле передачи тончайших нюансов и оттенков. Все вместе позволяет оттачивать восприятие и двигаться дальше, вглубь самого себя.

Тут возникает вопрос:  «Какая же камера может стать тем самым инструментом?»

На него нет однозначного ответа. У каждого фотографа есть свои предпочтения. Единственный критерий выбора - это ощущение «своей» камеры. Если взять такую вещь в руки, сразу возникает ощущение  – ОНО. Но и этого ощущения недостаточно. Для макросъемки должна иметься  соответствующая оптика, позволяющая снимать макро- и микроуровни. И, конечно, необходим штатив.

Хороший штатив - это одно из непременных условий достижения хорошего результата.  Дело даже не в том, что он позволяет увеличить выдержку без появления эффекта «шевеленки» и позволяет свободно менять глубину резкости без особых усилий. Штатив является точкой опоры не только для фотоаппарата, но и для восприятия фотографа. О чем это я? Во время фотосессии  при погружении в макромир в сознании происходит некое раздвоение. Одна часть внимания фотографа полностью захвачена происходящим, а другая контролирует процесс фотосъемки. В этом случае штатив позволяет держать оптимальную дистанцию съемки, контролировать композиционный рисунок и уделить больше внимания происходящему в кадре. Штатив, тем самым, увеличивает предсказуемость результата фотосъемки с наименьшими затратами сил и  энергии. Конечно, можно обойтись и без него, но тогда будет гораздо труднее добиться стабильных результатов. А стабильность - признак мастерства.

Совсем не зря столько лет люди совершенствуют, казалось бы, уже дано совершенную аппаратуру. Год от года выходят все новые и новые камеры с новыми, порой, уникальными, возможностями. И вот наступил век цифровой техники. Что он нам даст?  - Новые возможности творчества для тех, кто движется в глубь, и старые, скучно-мыльные картинки для тех, кто так ничего и не понял.

Мир вокруг нас все так же наполнен тайной и сказкой, и все так же трудно и легко проникнуть в нее. Ведь секрет не в технике, а в нас с вами - он внутри нас. Если перефразировать фразу Человека Без Имени из фильма «Герой», получится:  «Боевые искусства и фотография – суть одно, потому что и то и другое позволяет оттачивать восприятие».

По большому счету не важно, цифровая или пленочная камера в руках.  Суть не в том, на какую камеру снимать, а в том - как это делать, с каким настроем. Умение погружаться в бездну и возвращаться с непустыми руками - это и есть искусство, искусство фотографии, искусство восприятия.

Тот, кто овладел им - по настоящему счастлив.

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров страницы: 5393


Магический узор

Магический узор

Магический узор

Магический узор

Магический узор

Магический узор

Магический узор

Магический узор

© 2002-2013 Фотобанк "ГеоФото" - Национальный фотоархив. Все права защищены.
Агентство Авторской Фотографии. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50557
Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 32, стр. 4, оф. 301-308, Тел: +7 (495) 648-47-01
geophoto@geophoto.ru

Реклама на сайте