Утром МЛАЭ находилась в зоне сильного торошения льда.
«Река», на берегу которой мы ночевали, утром прямо у
нас на глазах с треском сузилась и превратилась в ручей.
Лёд полопался у нас под ногами, а невидимый «инженер» за
считанные минуты соорудил ледовый мост, состоящий из
нагромождения голубых угловатых льдышек размером с емелино
колесо каждая. После переправы держим курс строго на север.
Сегодня впереди едет «Емеля 1» с двумя пешнями на бампере.
Через несколько километров быстрой езды (10-15 км/ч) дорогу
пересекает широкая река, частично закрытая молодым льдом,
но с чёрной полосой открытой воды, куда мы немедленно заглянули.
Дна не видать! Оно на 3000 метров ниже нас и называется
«Котловина Нансена». Нам-то легко узнать глубину океана,
всего лишь взглянув на современную карту и зная свои координаты
с помощью системы GPS. А вот почти 120 лет назад норвежцу
Фритьофу Нансену с командой, чтобы узнать глубину океана
под килем своего вросшего в лёд корабля «Фрам», приходилось
опускать металлический трос на дно, а затем вручную наматывать
три километра троса обратно на барабан. Но даже 120 лет спустя,
в наше время, у нас на маршруте тоже много ручной работы. Надо
пешнями дробить глыбы торосов, откидывать руками большие куски
льда из под колёс «Емель». Или вручную перетаскивать груз и прицепы
через гнилые места с таким тонким льдом, который «Емеля» может
проскочить только без прицепов и на большой скорости, а за ним
лёд вздыбливается волной, но не ломается. К вечеру поверхность
льда изменилась, превратившись в заснеженные поля, солнце ушло
за облака, и рельеф водителям стало плохо видно, поэтому решено
остановиться пораньше.
Ночуем в точке 82°18,549"N, 105°09,513"E
на 22.15 по московскому времени.
Просмотров страницы: 1201
| |
|