Фотобанк "ГеоФото" - Национальный Фотархив: фотографии для СМИ, полиграфии и рекламы! Тел +7(495)648-47-01 geophoto@geophoto.ru  English 
Фотобанк Гео Фото. Фотографии природы России и Мира



Коллекции:

Календари
Репортажи



Пополнения

Гео-темы
Другие



Каталоги:

Гео каталог
Объектный
Авторы
Портфолио
Гео-Арт

Экспедиции
Фототуризм

Контекстный поиск от Google(tm). Поиск по коду фотографии.
Loading

  Всего страниц : 984 


Вход для клиентов

Логин
Пароль
Регистрация
Забыли?

Вход для фотографов

Логин
Пароль


Наши сообщества: Подписка на новости:

Главная :: Публикации :: Статьи о фотографии

Статья о Пейзажной и Ландшафтной фотографии (© Константин Михайлов)


ПЕЙЗАЖНАЯ И ЛАНДШАФТНАЯ ФОТОГРАФИЯ: НЕ СОВСЕМ ОДНО И ТО ЖЕ

           

            Константин Михайлов © 2009

           

            Формально, если сравнивать разные языки по их словарям (например, французский и английский) слова «пейзаж» и «ландшафт» синонимы, и «пейзажная живопись» на английском языке именуется landscape art, а пейзажная фотография – landscape photography. И пейзаж (на французском), и ландшафт (на английском) подразумевают «вид местности», «изображение естественной или преобразованной человеком природы; видов гор, рек, лесов, полей, городов». Однако, как известно, слова – не мумии из словарных захоронений, но живые составляющие живого языка и значимы только в контексте их употребления – в конкретном языке и в конкретное историческое время. Слово «пейзаж», пришедшее к нам из французского языка, уже давно и прочно ассоциируется именно с пейзажной живописью, тогда как английское «ландшафт» пришло из того контекста, который более связан с естествознанием. В русском языке это так, и это предопределяет (для меня) соотнесение каждого из этих понятий с теми двумя конкретными направлениями (подходами, жанрами - как угодно) в фотографии «общих планов» природы, о которых пойдёт речь ниже [в конечном счёте важны не слова – о них нужно только договориться, важно само осмысленное различение разных – de facto – подходов в фотографии «общих планов» природы].

           

            «Пейзажная фотография» - термин широко распространённый в практике и теории отечественной фотографии, и номинация «пейзаж» присутствует почти во всех общих фотоконкурсах (иногда под названием «природа»). Фотограф-пейзажист сродни художнику-пейзажисту, и упоминание этой пары слов наверное лучше всего отражает то, что мы обычно подразумеваем под пейзажной фотографией. Это отображение «общего плана», «открытого пространства» и т.д. Я бы сказал, что пейзажная фотография в широком смысле слова это та фотография, где определяющим (вдохновившим фотографа) является дальний план, и без этого дальнего плана данная фотография просто бессмысленна. Однако первоначально определение пейзажной фотографии было более конкретным и более содержательным: это действительно было «изображение местности» (дикой, сельской, городской), хотя и изображение в особом (хорошем) свете, под особым (интересным) углом зрения и т.д.

           

            Порывшись в архивах и современных руководствах, каждый может убедиться в том, что требование максимальной глубины резкости было тогда обязательным для пейзажной (=ландшафтной) фотографии, поскольку авторы стремились к «естественности изображения», то есть стремились показать «вид местности» так же, как видит её человеческий глаз, а наш глаз аккомодирует пространство таким образом, что в резкости оказывается и передний, и дальний план. В то время пейзажная фотография была еще полностью ландшафтной и её без труда можно было сопоставить с творениями Поленова, Шишкина, Саврасова. До импрессионизма и тем более абстракционизма ей было далеко, и даже творения Левитана (которые британские искусствоведы характеризуют как Landscapes of Mood) или Куинджи могли бы показаться уже совсем «не ландшафтными». Но время шло, и фактор передачи «собственного настроения», «собственного переживания» занимал всё большее место в пейзажной фотографии, так что постепенно в некоторых из её течений не осталось ничего, кроме Mood, а в некоторых вариантах не осталось и Mood, а одна только вычурная форма (игра с фильтрами и – сейчас – «растворениями» в Photoshop и т.д.), лишённая уже всякого содержания с точки зрения реального «вида местности» и реального ландшафта, характеризующего конкретную (и уникальную в своей красоте) точку земной поверхности. От первоначальной пейзажной фотографии в этих течениях мало что осталось, и термин «пейзажная фотография» раздулся да непомерности, включая в себя все большее число «проб пера» из области модернизма (в «городском пейзаже») и абстракционизма (в изображении природы) [Здесь при желании можно было бы пофантазировать с производными названиями – от английского Mood – ортодоксальных приверженцев этого направления, ну … скажем.. муудисты.. или как-то ещё; все-таки надо стремиться находить разные названия для совсем разных явлений; слова должны значить!].

 

Разнообразные творения фотоабстракционизма можно теперь увидеть не только на выставках «пейзажной» (=ландшафтной) фотографии» (что проблематично – не стоит сваливать в кучу очень разные вещи, сходные лишь по формальному названию) и на стенах офисов (что абсолютно приемлемо – здесь нет никаких возражений), но и на наших фотоконкурсах «Дикой природы» в номинации «пейзаж = ландшафт» (что уже неприемлемо). Шедеврами такой «пейзажной фотографии дикой природы» оказываются изображения листиков, веточек и цветочков (в резкости) при полностью открытой диафрагме или пейзажи ночной «дикой природы» с уличными фонарями, скрытыми за кроной дерева на дальнем плане. Не стоит однако думать, что мой сарказм распространяется на всю современную пейзажную фотографию в её mood-вариантах (я очень люблю картины Левитана и особенно Куинджи). Нет, только на те её течения, которые нарочито лишены уже всякого природного содержания – ощущения реального пейзажа, реального «вида местности» и реального вида «дикой природы», эмоциональный восторг от созерцания которых не сравним ни с последствиями размывания в Фотошопе, ни с лучшими HDR-творениями, которые зачастую элементарно «не греют душу» из-за своей стилизованной холодности (потому что HDR и градуированный серый фильтр это не совсем одно и то же). Если же говорить о тех фото-творениях landscape of mood, которые не лишены «природного содержания» и за которыми я бы оставил название «пейзажной фотографии» (по аналогии с «пейзажной живописью»), то в них, как правило, отображается не ландшафт как таковой (как художественный образ реального «вида местности»), а некое преходящее «состояние» природы – закат, восход, туман, грозовое небо, плывущие облака, дождь, радуга, снег и т.д., или, по меньшей мере, эти «состояния» являются определяющим смысловым и художественн


Дополнительно


Просмотров страницы: 3811


Фото 1. Пейзаж с пойменным лесом по реке Бикин, Приморский край (своего рода фото-акварелька). В этом кадре преобладает, перевешивает лирика – «настроение». Он годится для календаря или настенного постера, но не в качестве иллюстрации к альбому типа «Запо
Фото 1. Пейзаж с пойменным лесом по реке Бикин, Приморский край (своего рода фото-акварелька). В этом кадре преобладает, перевешивает лирика – «настроение». Он годится для календаря или настенного постера, но не в качестве иллюстрации к альбому типа «Запо

Фото 2. Ландшафт пойменного леса по реке Бикин, Приморский край (своего рода фото-офорт). В этом кадре преобладает фактурность, объёмность (дана максимальная глубина резкости) и детализация (проработка) планов. «Настроение» природы здесь второстепенно; ва
Фото 2. Ландшафт пойменного леса по реке Бикин, Приморский край (своего рода фото-офорт). В этом кадре преобладает фактурность, объёмность (дана максимальная глубина резкости) и детализация (проработка) планов. «Настроение» природы здесь второстепенно; ва

© 2002-2013 Фотобанк "ГеоФото" - Национальный фотоархив. Все права защищены.
Агентство Авторской Фотографии. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50557
Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 32, стр. 4, оф. 301-308, Тел: +7 (495) 648-47-01
geophoto@geophoto.ru

Реклама на сайте