Фотобанк "ГеоФото" - Национальный Фотархив: фотографии для СМИ, полиграфии и рекламы! Тел +7(495)648-47-01 geophoto@geophoto.ru  English 
Фотобанк Гео Фото. Фотографии природы России и Мира



Коллекции:

Календари
Репортажи



Пополнения

Гео-темы
Другие



Каталоги:

Гео каталог
Объектный
Авторы
Портфолио
Гео-Арт

Экспедиции
Фототуризм

Контекстный поиск от Google(tm). Поиск по коду фотографии.
Loading

  Всего страниц : 1004 


Вход для клиентов

Логин
Пароль
Регистрация
Забыли?

Вход для фотографов

Логин
Пароль


Наши сообщества: Подписка на новости:

Главная :: Экспедиции :: Реализованные экспедиционные проекты

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)


9 мая 2013 г.


Мы в Резолюте! С Днем Победы!

8 мая 2013 г.

 

Координаты N75° 55,535’, W097° 00,868’, 23:00 (UTC-4). Одометр 3801 км, погода солнечная, ветер С-З, 10 м/сек.

 

С утра пройдено 101 км., в ночную заступает Влад. Николаич Обиход (зеленая машина), он у нас ударник и скромной «соточкой» не ограничивается. Ход сдерживают заструги и волчьи ямы (см. предыдущий опус). Видели три раза медведей. А потом случилось несчастье (нет-нет, все живы): любопытный медведь долго прилаживался, заходил на нас, как учили, против ветра, потом осмелел и, подойдя к капоту, стал заглядывать внутрь красной кибитки. В этот момент кто-то затаив дыхание снимал из машины, кто-то из зелёной приладил длинный объектив, чтобы дать «крупняк», а кто-то нажал на сигнал, и всё - фотосессия не состоялась. Нервы … Такое бывает только раз. Потом были ещё медведи, мамаша с подростком, но все они шарахались от нас, как … от ладана.

 

Ещё 200 км до цели, так что, может, и снимем что-нибудь. Машины едут, задний мост отключён, дифференциалы свободны, расход с тремя прицепами, теперь уже лёгкими, по средней паршивости местности примерно 23-25 л. 100 км, так что солярки хватает. Начали рваться ленты на колёсах, 4000 км - это их расчётный ресурс, запасные есть. Еды тоже много, но она вся в пакетиках, сами понимаете, большого воодушевления не вызывает. Тем приятнее будет потом приобщиться к местной культуре, особенно в части еды. Всем привет.

 

В. Елагин

 

 

 

7 мая 2013 г.

 

В День радио с 12:30 мы работали в эфире с радиолюбителями на частоте 14 289 КГц, связь была прямо во время движения. Недалеко от Spit (Kate) Island машина провалилась правой стороной в воду под снегом и накренилась на правый борт. Дверь прижало к снегу, экипаж выходил через люк в крыше рядом с излучателем антенны Atas-120, поэтому работу на передачу пришлось прекратить. Под снегом была трещина, пересекающая весь пролив Penny Strait. Трещина оказалась коварной - на вытаскивание машины ушло два часа.

 

В трёхстах метрах от нас эту же трещину использовало семейство молодых моржей. Они мирно лежали и грелись на солнышке, хотя их и обдувал крепкий северный ветерок при -20 °С. Я отправился к ним выполнять свои прямые обязанности в экспедиции – снимать кино. Медленно подполз к моржам на 27 шагов и, пока они меня терпели, принимая за тюленя, лежал рядом и вел киносъёмку. Потом один из моржей с краю стал пробиваться к воде по телам других, всех разбудил, я встал и вёл съемку стоя до тех пор, пока они все не занырнули в воду. Тут подъехали машины. Но моржи больше не показывались. Видимо, дышали где-то в трещине под снегом, ожидая, когда мы уедем.

 

Афанасий

 

 

 

 

7 мая 2013 г.

76°28,206N, 097°19,602W, Одометр 3737 км, до деревни Резолют по прямой 230 км. Погода солнечная -15°, ветер крепкий, СЗ, дымка, западный берег пролива едва виден.

Едем уже трое суток посменно, рельеф позволяет бодрствовать в машине одному человеку, торосы, периодически гряды которых встречаются на пути, несложные, работы пешнёй не требующие. Народ торопится в деревню, в основном из гастрономических соображений: рацион наш в силу безалаберно-хищнического пользования оскудел безобразно. Сало есть, а сухарей к нему нет, чай есть, а сладкое к нему отсутствует. Некоторым из нас просто снится сгущёнка, другим что-то более изысканное, но менее сладкое.

Два с половиной месяца в дороге, они, знаете ли, выводят человека на чистую воду. Зато есть очень много, я бы сказал, нескончаемо много туалетной бумаги ужасного качества. Это Сыктывкар производит такой ужас, но и его применить некуда.

Очень, конечно, интересна культура эскимосов-инуитов. Меня, в частности, она особенно интересует в части обхождения с рыбой и морепродуктами. Дорога наша пролегает по местам очень красивым, с гористыми берегами, некоторые вершины прямо достойны кисти Рериха, да и освещение невероятное, цвета очень нежные, несмотря на отсутствие восходов-закатов. Из зверей видели полярного волка-красавца, медведицу с малышом, моржей куча валялась на льду около большой лунки. Наш оператор А. Маковнев подполз к ним на неприлично близкое расстояние и вдоволь насладился, вращая ручку своего аппарата.

Мы же в это время были заняты очередным извлечением машины из ледовой трещины. Канадцы, особенно в сильный ветер, мастерски научились маскировать их от пришельцев, и мы с завидной регулярностью в эти волчьи ямы (в отличие от волков) попадаем. Ничего не поделаешь, нас сюда ехать никто не заставлял, разве что гипертрофированный патриотизм: доказать всему миру не знаю что. Но … до Резолюта 280 км, а не световых лет, и это внушает надежды на благополучное завершение отпуска некоторых представителей российских трудящихся. О чём сразу и доложу.

С приветом из провинции Нунавут, В.Елагин

 

 

 

7 мая 2013 г.

00.45 (UTC-4) 77° 16,751N, 095° 22,887W. За сутки прошли 300 км, до Резолюта по прямой 310 км, но на деле это выйдет километров 400 (надо огибать остров Девон). Погода хорошая, тепло, сегодня ветрено (ССВ). Весь день дымка, к вечеру видимость улучшилась. Так что не исключено, что в Резолюте окажемся 8-го мая. Всем привет.

P.S. Время выезда и остановки не указано, значит, едем посменно.

В. Елагин

 

 

Мы едем по льду Норвежского залива по ровному снежному покрову с мелкими застругами. Средняя скорость - 18 км/час, за сутки проезжаем около 200 км. За шесть майских дней проехали по Канаде уже 945 км. До Резолюта остается меньше 400 км. Двое за рулями, остальные отсыпаются и встают на смену. Мысли у всех механиков о Резолюте и как там законсервировать машины на год, какие запчасти привезти. У меня мысли о том, как завершить съемки, записать интервью каждого участника, какие задать вопросы. Если есть предложения по вопросам - пишите!

 

Афанасий

 

ветлым Христовым Воскресением!

 

 

 

5 мая 2013 г.

22.30 (UTC-4) Координаты 79° 01,149N, 086° 16,708W. Одометр 3311 км. Дорога пошла хорошая, только местами гряды торосов, за сутки проехали 270 км. Погода отличная, ландшафты окружают нас потрясающие. Красота! Пасха, одним словом. Всех со С

 

4 мая 2013 г.

Координаты 81°45,866N, 91°29,475W. Одометр 2945 км, по припаю проехали 300 км на ЮЗ, до входа в пролив Нансена 30 км, скорее всего на юг двинем по нему. Канадская ледовая служба рекомендовала этот путь, хоть он и длиннее на 150 км. Погода хорошая, только сегодня поднялся ветер ЮВ, сильный, на завтрак и заправку спрятались за айсбергом. До Резольюта примерно 1000 км: по топливу вроде проходим, зависит от застругов или глубины снега.

 

4 мая 2013 г. состоялась радиосвязь из автомобиля «Емеля-4», трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной VY0/RK0BWW/P, координаты N 81° 45’ W 091° 29’ Ellesmere Island (IOTA NA008).

 

 

 

2 мая 2013 года состоялась радиосвязь из машины «Емеля-4», трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной VY/RK0BWW/P, координаты N 82° 57’ W 079° 49’ Ellesmere Island (IOTA NA008).

Северный Ледовитый океан остался позади !!

 

30 апреля 2013 года в 21:21 местного времени (UTC-4) команда МЛАЭ-2013 пробилась через высокие береговые торосы и выехала на припай у берега острова Ellesmere, Canada (27 км западнее острова Ward Hunt). Северный Ледовитый океан остался позади. Координаты места выхода на припай N 83°07,928’ W 075°59,059’. Утром 1 мая эта новость была передана в канадское представительство ИТАР-ТАСС (информационный спонсор экспедиции) и дальше распространялась по его каналам. Все участники экспедиции здоровы, автомобили в хорошем состоянии, с прицепов обкололи лед, намёрзший после многочисленных купаний в полыньях, в бочках еще остаётся более 1000 литров солярки, которой должно хватить на дорогу длиной около 1600 км до столицы провинции Nunavut – поселка Resolut.

 

 

 

30 апреля 2013 г.

 

Сегодня 33 км езды среди плотных торосов, перемежающихся короткими полями. До припая у канадского острова Элсмир остаётся не более 10 км. Перед нами развёрнута величественная панорама из заснеженных сопок высотой от 1000 до 2500 метров. Прямо на юг мы видим British Empire Range. Чуть левее к востоку – United States  Range. А правее к западу – Challenger Mountains.

 

За день мы проехали 33 км, а по прямой 25 км, температура –17 °С, P 1025 mb, ветра нет, днём был слабый СВ. Ночуем в точке: ML130429V 21:56 UTC-4 N 83° 13,890' W 075° 52,512'.

 

 

 

29 апреля 2013 г.

 

До канадского острова Элсмир не более 30 км. Его хорошо видно по всему южному горизонту – вечером сопки освещены розовым светом низкого незаходящего солнца. Торосов стало заметно больше, 4-5 баллов, если говорить языком гляциологов.

 

Вчера мы обратились в канадскую ледовую службу Министерства окружающей среды Канады. Нам ответили Darlene Langlois – Head of Ice Service Canada Chief Ice Forecast Operations Marine and Ice Services Meteorological Service of Canada Environment Canada и Scott Weese – Senior Ice Forecaster | Prévisionniste principal des glaces Canadian Ice Service | Services canadien des glaces. Они прислали аннотированные снимки со спутников RADARSAT-2, NOAA18, NOAA19 visible. По ним вполне можно ориентироваться и принимать решение, куда двигаться. Пока курс на юг на Ward Hunt Ice Shelf.

 

Афанасий

 

 

 

29 апреля 2013 года.

 

Состоялась радиосвязь из машины «Емеля-4», трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной RK0BWW/P, координаты N 83° 41’W 75 57’

 

28 апреля 2013 г.

 

Координаты N 83°27,431 W 075°57,974. Хорошая погода, мороз -20°, ветра нет, к вечеру немного СВ, одометр 2580 км, за день проехали 33 км, из них полезных 26,5. До острова Ward Hunt 38 км, до припая, надеемся, меньше. Серьёзные торосы, машинам очень тяжело в глубоком снегу.

В. Елагин

 

Берег острова Элсмир очень красивый. Высокие заснеженные сопки всё ближе и ближе. Сегодня проехали 30 км. Переплывали реку шириной 32 метра. В конце дня начались сплошные торосы, по 5-балльной системе даём оценку 4-5. Ребята рубят лёд, копают снег и машины пробираются среди торосов по глубокому снегу. Залезаем для обзора на вершины отдельно стоящих высоких ледяных нагромождений. Кстати, они не бывают больше 6-7 метров, а уж 20-метровых торосов на воде никто и никогда не видел - такими могут быть только айсберги. С высоты 6 метров по всем направлениям к береговому припаю видны сплошные поля торошения и редкие поляны между ними. Значит, до припая будет пробиться нелегко.

 

Афанасий

 

 

28 апреля 2013 года

Состоялась радиосвязь из машины «Емеля-4», трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной RK0BWW/P, координаты N 83° 41’ W 75° 57’

 

C 12:30 до 13:00 UTC на частоте 14 120 КГц были QSO:

R1NA Александр (Сортавала)

UA6HZ Валерий (Ессентуки)

RD9SAE

RZ9JZ Александр (Нижневартовск)

RA4RS Александр (Лениногорск)

UA4WW

UA9JOV

UA0KBU Геннадий (Эгвекинот)

UN9PA Василий (Караганда)

UA9QM

UA3AHA Владимир (Москва

UV5EKH  Николай (Днепропетровск)

RK6BS

UB3ZBA

 

Александр R1NA передал нам привет от известного полярного радиста Андрея Федорова SU9AF.

А мы уже видим канадский берег, до которого менее 70 км. Это красивые высокие сопки северного побережья острова Элсмир. Поздравляем всех радиолюбителей с Вербным воскресеньем

 

 

27 апреля 2013 года.

Состоялась радиосвязь из машины «Емеля-4», трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной RK0BWW/P, координаты N 83° 59’ W 75° 07’

 

C 12:30 до 13:20 UTC на частоте 14 120 КГц были QSO:

RZ1ZZ Владимир (Мурманск)

DL8KAS Владимир (Cologne, Germany)

UA9QM Валерий (Курган)

RA0BA Александр (Норильск)

UA3BT Алексей (Москва)

RA9J Валерий (Нижневартовск)

UA6HZ Валерий (Ессентуки)

UN9PA Василий (Караганда)

RW4NH Александр (Киров)

UA1ZCT Михаил (Заполярный)

UA4PKX Ильдус

RA0QH Владимир (Депутатский)

RV1ZT Василий (Полярный)

RU3DKD Александр (Щелково)

UT4HM Владимир

UA9QM Валерий (Курган)

RA9YBZ Александр (Белокуриха)

UA9KDF Игорь (Тарко-Сале)

RK9DM

 

Алексей UA3BT передал нам привет от Владимира Семёновича Чукова, руководителя экспедиции «Полярное кольцо». Владимир Семёнович пока ещё разрабатывает новую конструкцию полярного автомобиля и в этом году экспедицию в Арктике не проводит.

Василий UN9PA спросил, будем ли мы рассылать QSL-карточки. Наш штаб в Москве готовит оригинальный дизайн карточки, посвящённой этой экспедиции, и когда мы вернемся в Москву, напечатаем карточки и разошлём радиолюбителям, сумевшим услышать наш слабый сигнал из Ледовитого океана.

 

C 19:02 до 19:08 UTC на частоте 14 120 КГц во время движения машины были QSO:

UA6HZ Валерий (Ессентуки)

RZ1ZZ Владимир (Мурманск)

UA1ZAR  Анатолий (маяк Мишуков, Мурманск)

 

 

 

 

26 апреля 2013 г.

 

Здравствуйте! Перешагнули границу 83-го градуса. Далась эта невидимая взору простого смертного граница непросто. После циклона, пошалившего здесь некоторое время назад, нам на память достался очень глубокий сыпучий снег, особенно в зонах аккумуляции - грядах торосов. Машины мучаются (но всё-таки едут), народу тоже несладко, ребята бродят иногда только что не по пояс в снегу. Переправа была одна интересная, по лесенкам, лежавшим самыми кончиками на берегах речушки. Зал замер, особенно оператор в сладострастном ожидании драматических кадров. Берега высокие, кадры могли бы быть душераздирающе красивыми, но… не свезло нашему Афанасию, конструкция выдержала и опять пошли бесконечно однообразные эпизоды: забор - поляна, забор - поляна. Единственное, что меняется в этих исторических кадрах, так это длина растительности на наших лицах, и цвет курток становится всё темнее. До земли 94 км, но это ничего не значит: на снимках припай отделён от основной массы льда огромными разрывами, да и последние 20-30 км пути льды тоже сильно разорваны. Так что расслабляться рано. Сегодня врезали грамм по 50 коньяку из директорского фонда, четыре года назад первые автомобили добрались до Северного полюса. Вспомнили, какими неподготовленными мы были, как часто ломались машины и какие эмоции захлестнули тогда нас, стоявших на полюсе. Вчера, после заправки машин, произвёл подсчёт топлива, его ещё по-прежнему больше тонны. Так что клиент больше жив, чем мёртв, просто изрядно устал.

 

 

 

 

 

24 апреля 2013 г.

 

Здравствуйте! Погода хорошая, ветра нет, температура -18°, одним словом, весна. 55-й день в пути. Дни проходят быстро, но, на мой взгляд, нельзя сказать, чтобы однообразно. После циклона в этой местности много свежего снега, скрывающего под собой волчьи ямы. Сегодня в одну из таких идущая первой зелёная машина и угодила. Правая сторона провалилась в снег так глубоко, что все левые оказались в воздухе. В состоянии неустойчивого равновесия мы пребывали недолго: народ выкатился из машины (получилось очень удобно, крен был в сторону двери), водитель заблокировал дифференциалы, начал выезжать и потихоньку встал на ровный киль.

 

По-прежнему приходится разыскивать проходы в грядах торосов невероятных размеров, некоторые достигают высоты 6-7 метров. Большей высоты торосов в открытом море нам не приходилось встречать в Арктике нигде. Трещин и речек много, как и раньше, их возникновение в поле зрения водителя встречается обычно возгласом: «Т-а-ак, давно не плавали!». После водружения в боевое положение лестницы и обзора окрестностей с высоты либо плывём, либо едем к месту поуже укладывать лестницы-мостики. Переезд по лестницам обыкновенно занимает минут 10, от силы 15, плавание же процесс более длительный, развлечение на час-полтора, правда, это включает в себя очистку от мгновенно образовывающегося льда элементов подвески и рулевого управления. До берега остаётся 160-180 км в зависимости от точки, куда будем целиться, а это, в свою очередь, зависит от картинки на присылаемых нам космических снимках.

 

В проливах Нансена и Свердрупа лёд стоит, но главной опасностью по-прежнему остаются могущие встретиться линии дрейфораздела и просто огромные полыньи. С тем, что скорее всего нам придётся потратить немало сил, пробиваясь через гряду или гряды береговых торосов, мы уже внутренне смирились, а это, доложу я вам, дорогого стоит. Так что места трудовому подвигу на оставшемся до берегов Канады отрезке этого незабываемого пути ого-го сколько. Хватит, думается мне, на нас всех.

 

Привет всем! Ваш В. Елагин.

 

 

 

 

 

21 апреля

Северный Ледовитый океан, t -21°C, P 1005 mb, ветер 2 м/с C.

Координаты N86° 06’ W072° 03’, курс 184° на остров Ward Hunt, до канадского берега 330 км (178 nm).

21 апреля 2013 года c 12:38 до 13:10 UTC состоялась радиосвязь из машины «Емеля-4» на частоте 14 120 КГц, трансивер Yaesu FT-857, антенна Atas-120, оператор Афанасий, наш позывной RK0BWW/P.

C 12:00 UTC Валерий UA6HZ зачитывал наше трёхстраничное информационное письмо с краткой историей МЛАЭ и целями и задачами нынешней экспедиции. Александр RA0BA интересовался, сколько человек работает на полярной станции «Голомянный» на Северной Земле и смотрят ли они телевизор. Мы рассказали, что на полярке работают шесть человек, а живет семь. Седьмой – четырехлетний Андрюша, сын Светланы и Анатолия Омельченко. Их старший сын Александр тоже вырос на полярке и сейчас уже учится и работает на материке. Жилой корпус этой полярной станции на две недели в феврале стал и для нас родным домом, а гараж, дизельная, холодный склад и часть лабораторного корпуса превратились в базу для подготовки автомашин

 

21 апреля 2013 г.

 

Ясное красивое утро, если можно так сказать при незаходящем солнце, ветер с севера, немного его омрачающий, почти бодрый народ. Вчера ехали допоздна: торосы на какое-то время сменились хорошими полями, и мы долго не могли оторваться от приятной езды, несмотря на усталость. За ужином разгорелась дискуссия о времени завтрашнего подъёма. Мне, как руководителю, непросто было лавировать между требованиями трудящихся, зорко следящих за соблюдением своих прав и стремлением не выбиться из графика похода.

Наутро в 10.00 поехали. К часу дня одолели 20 км полезного пути, распрощались с незабываемым 86-м (см. предыдущие репортажи) градусом и добрались до переправы через небольшую речку. Накануне вечером мы плавали, преодолели приличную (метров 40) полынью, здесь же просто надо было за несколько минут найти место со льдом попрочнее или определить, где положить лесенку и махнуть водителю рукой. Лестницу класть было лень, машина провалилась, её моментально извлекли, следом – первый прицеп, а вот второй за что-то зацепился. Ну не идёт и всё тут. Двойной тягой, решили мы. И вот теперь третий час теряем, ремонтируем поломанное этой самой двойной тягой дышло.

Ну нет покоя настоящей русской душе, если всё идёт хорошо, неправильно это, надо преодолевать, неважно что, но надо. Кстати, дышла или водило, как его ещё называют, оказалось самой проблемной деталью в наших караванах. Из шести три уже основательно ремонтировались. День закончился, и даже поломанное дышло не смогло его омрачить. Не на самом простом рельефе одолели 56 км пути, из них полезных 51! Уйти вниз за широту N85°30,000 не дала белая мгла, преградившая нам рывок к суше в 22.00. Тут и остановились ночевать и себя самих нахваливать.

 

 

 

19 апреля 2013 г.

 

Здравствуйте все! Пишу о событиях за два дня, вчера не было сил. Вчерашний день начинался вполне обыкновенно, никаких предвестников чего-то необычайного. Поля, рваный лёд, трещины ужом – всё как обычно. Перед одним из заборов привычным движением вздёрнули вверх лестницу на крыше зелёной машины и услышали вдали шум. Серьёзное торошение, грустно отметили мы. Накануне пересекали замёрзший канал с «окатышами» и тешили себя надеждой, что это и есть тот самый дрейфораздел, видимый на космическом снимке.

 

Деваться некуда, поехали дальше и вскоре приблизились к источнику шума. Ледовый хаос... Два поля, а между ними в несколько проток движутся льдины, глыбы, просто спрессованная снежно-ледовая каша. Давно мы в разговорах между собой мечтали увидеть «настоящее торошение пакового льда». Увидели. Лёд толщиной, пожалуй, метров пять ломало, ставило на дыбы, задавливало под воду, шумовое сопровождение соответствующее. Арктика исполнила наши пожелания. Как говорят в Одессе, «вы песен хотели, их есть у меня». Поставили машины в безопасном месте, отправились знакомиться с процессом поближе. Довольно быстро выяснилось, что перегнать машины одним махом, как мы делали раньше, не получится: линий дрейфа несколько, и если подготовить один переезд, вероятность того, что не будет разрушен следующий, близка к нулю. Оказаться на небольшом пятачке льда, который может быть смят в любой момент, без возможности вернуться назад или проехать вперёд означает потерю машины со всеми вытекающими, но и оставаться на этом берегу навечно в наши планы не входило.

 

 

Мы распределились по парам на разных протоках в ожидании подходящего момента. И наконец поехали! Вначале всё шло неплохо, но вот уже в конце пути проваливается в воду караван зелёной машины. Люди работали как бешеные, и все-таки его извлечение заняло 10-15 минут. В этот момент дрейф замер. Прицепы извлечены, весь караван переправился на другую сторону, затем красная машина… а после этого, через пару минут, не больше, дрейф возобновился, и мы, как заворожённые, смотрели на неторопливо и безучастно переворачивающиеся в воде льдины со следами наших ног и шин в этом великом и вечном ледовом хаосе. Провидение? Вне всякого сомнения. Видавшие виды обросшие мужики, сняв шапки, стояли молча и благодарили. Того, кто пропустил нас через этот поток. А дальше? А дальше было недолгое счастье езды по ровным полям и снова забор – поляна, забор – поляна… Всё, как и в городской жизни, только намного красивее. Вот и всё про эти два дня.

 

До связи. В. Елагин

 

18 апреля 2013 г.

 

N 86° 43' W 71° 36'

 

Поздравляем всех любителей радиосвязи с Международным днем

радиолюбителя! Это событие мы отметили вчера и сегодня успешной

коротковолновой радиосвязью в 20-метровом диапазоне. В этом событии большая

заслуга большого друга нашей экспедиции и хорошего, душевного человека

Виктории из Норильска (RA0BM). В автомобиле "Емеля-4" установлен

трансивер Yaesu FT-857, а на крыше автомобильная 100-ваттная

автоматическая антенна Atas-120. 17 и 18 апреля я смог поговорить на частоте 14.120,00 MHz с несколькими

радиолюбителями.

На связи с нами на частоте 14.120,00 MHz 17 апреля с 12:08 до 13:17 UTC

(в это время мы находились в точке N86°56' W070°56') были:

Валерий (Ессентуки), Валерий

(Нижневартовск), Виктор (Норильск), Леонид (Когалым),

Александр (Красноярск), Сергей (Братск), Игорь (Новосибирск),

Nenad (Ottawa), Александр (Карелия), Виктория (Норильск),

Владимир (Липецк), еще один Александр (Красноярск), Юрий

(Барнаул), Владимир (Томск), Сергей (Узловая Тульской области),

Николай (Череповец), Юрий (Москва), Анатолий (Кременная Луганской

области), Анатолий (Маяк Мишуков Мурманской области), Александр

(Дергачёв Харьковской области), Павел (Воронеж), Юрий (Воронеж),

Александр (Норильск), Иван (Рамно Воронежской области)

18 апреля с 12:00 до 12:40 UTC (в это время мы находились в точке

N86°49' W071°16')на связи с нами на частоте 14.120,00 MHz были:

Виктория (Норильск), Валерий (Самарская область), Александр (Карелия),

Александр (Норильск), Юра (), Валерий (Ессентуки), Борис (), Александр

(), Евгений (Земля Франца-Иосифа), Владимир (Хабаровск), Владимир

(Полыха

 

 

 

15 апреля 2013 г.

 

Координаты N87°19,056,W073°39,090. От полюса ушли на 300 км, до земли – 460. Третий день (больше 60 км) едем курсом 130-140, т.е. на юго-восток. Линия дрейфораздела упорно отжимает нас к востоку, совершенно игнорируя наши потребности и желания. Непреодолимый пока для нас канал, разделяющий две бескрайних ледовых поверхности, движущиеся в противоположных направлениях, тянется бесконечно. Канал этот плотно забит ледовыми «окатышами» от полуметра в диаметре до пяти- и более метровых блоков. Ширина его варьирует от 30 до 100 метров. Вся эта каша движется со скоростью примерно 0.5-1 км/час, когда бесшумно, а когда со скрежетом, визгом и другими услаждающими слух одичавших кочевников звуками. Перебраться по этой каше на другую сторону человеку можно вполне, переправить машины, напротив, невозможно. Необходимо либо сужение до 2-3 метров, либо перерыв в работе океана на часок-другой.

 

Видимости хорошей, за исключением кратковременных перерывов, нет уже больше суток, да ещё преследующее нас весь поход невезение с выходными днями. Безоблачное счастье наших трудовых будней очень омрачает их существование. Спутниковые снимки по этим дням недоступны, поэтому в нашем календаре они отмечены вовсе не красным цветом. Как критическая ситуация, так у нашего доброго волшебника Ю.Д. Быченкова воскресенье или, что ещё хуже, суббота. Про приближение же майских праздников просто страшно подумать.

 

Итак, ждём-с… Все заняты кто чем: механики борются с мелкой течью моторного масла через датчик давления, кто-то погрузился в доработку конструкции воздухоплавательного аппарата класса «змей», должного поднимать в поднебесье фотокамеру и тем самым заменить колесо обозрения. Связались с Барнео: там сейчас работают специалисты из петербуржского ААНИИ, обещали помочь и проконсультировать по состоянию льдов на пути нашего движения. Канадская ледовая служба тоже следит за обстановкой и еженедельно по вторникам выкладывает результаты своих наблюдений в Сети. Сейчас погода прояснилась, понедельник, надеемся получить долгожданный снимок и взять правильный курс в обход хотя бы больших неприятностей. А так всё хорошо, народ бодр и временами даже весел, в меру…

 

Всем привет и до связи.

 

В.Елагин.

 

 

 

15.04.13 Координаты N87°19,637 W073°39,087 t-27°, ясно, дрейф 0.5-1 км/час курсом 170-180°. Сутки стоим на месте, ждём окончания выходных, и соответственно, снимки. 

 

 

11 апреля 2013 г.

 

Всем здравствуйте! Находимся в 257 км к югу от полюса на 84-м градусе западной долготы. До этого момента весело катились от полюса в режиме посменной работы с небольшими приключениями. Но Арктика наконец расставила всё по своим местам. Упёрлись в гряду высоченных торосов, заглянуть через которые и наша хвалёная лестница на крыше не шибко помогает. Работать посменно передумали и легли спать. Проснувшись и попив кофе, народ побрёл искать проходы во льдах. Попытки найти объезд к успеху не привели, надо работать на кратчайшем направлении. В соседней машине варится уха из муксуньих голов, купленных ещё на базаре в Воркуте (не думайте, покупали не головы, но остальное куда-то уже делось).

 

Погода, несмотря на падение до отметки 1007 мб, ясная, что нас совершенно запутало. При давлении 1050 мб в этой замечательной местности может быть ограниченная видимость и, наоборот, при гораздо более низких его значениях погода, как, например сейчас, будет ясной.

 

Кроме погоды нас ещё живо интересует и направление, куда путь держать. Звучит на первый взгляд смешно – на юг, в сторону Канады, куда ж ещё, но это совсем не так просто. На присланном спутниковом снимке выделяется тёмная линия, идущая через него. Это линия дрейфораздела – зона, в которую лучше не соваться. Уже скоро, если не сейчас, желательно правильно выбрать траекторию движения, которая приведёт нас к канадским берегам с минимальными потерями сил и времени. Береговые торосы, и вне зоны многолетних льдов достигающие весьма внушительных размеров, здесь могут быть попросту непроходимыми для наших караванов. В общем, в нашей Арктике свои хлопоты, к примеру больше воды, в канадской – свои: паковый лёд, и огромные торосы. Это только так кажется, что за границей всё лучше, а поглядишь вокруг, так всё одно и то же – лёд, трещины да торосы. Пишу эти строки, а по рации слышу переговоры мужчин, отправившихся на поиски дороги. Переговоры изобилуют эпитетами типа плохо, очень плохо или совсем …опа. Поля видны, но путь к ним преграждает ещё и линия дрейфораздела, подобная описанной недавно в наших сообщениях. Про машины не пишу, работают хорошо, радуют нас пока. Хотите ещё новостей? Ожидайте. Всем привет и наилучшие пожелания.

 

С уважением, Елагин.

 

 

10 апреля 2013 года состоялось подписание договора между Русским центром арктических исследований и Всероссийской общественной организацией «Русское географическое общество» о предоставлении гранта РГО по теме: Морская ледовая автомобильная экспедиция 2013 из России через Северный Полюс в Канаду на автомобилях «Емеля».

 

9 апреля 2013 г.

 

Первые сутки, как уехали с полюса. Отоспались там, привели в порядок машины, почистили перья – как-никак за границу собрались, и поехали. Пока дорога неплохая, решили ехать посменно. Как только станет тяжелее, перейдём на обычный график, чтобы о больше народу помогали искать дорогу, да и просто махать пешнёй.

 

В каком часовом поясе и зимнем или летнем времени мы должны жить, окончательно запутались. Если даже Госдума не может решить эту проблему, то куда уж нам… Решили по-простому: для связи с Барнео одни часы у нас выставлены на среднеевропейское время, на другие мы смотрим, когда хотим узнать, сколько времени в точке прибытия, у канадских эскимосов в их стране Нунавут, а третье время, самое удобное нам для жизни, – красноярское.

 

Дело в том, что ехать на юг, когда в полдень слепит солнце и невозможно выбирать дорогу, далеко не лучший вариант. Гораздо приятнее двигаться, когда на часах ночь, но яркое полночное солнце с севера освещает тебе дорогу сзади. Всё хорошее, а особенно «дорога», расслабляет, вот и ваш покорный слуга, окончательно потеряв бдительность, проваливает машину на тонком льду. Аккурат несколько часов назад, перед выездом с полюса, мы проверяли, отлаживали и тренировались в вытаскивании машины из воды. Результат: через двадцать минут мы уже ехали дальше, а А.П. Ваньков, большой романтик, молвил с грустью, что места подвигу в нашем коллективе окончательно не осталось.

 

Итак, слегка подавленные безжалостной правдой его слов, катимся дальше. За сутки мы распрощались с гостеприимным 90-м градусом и приблизились к североамериканскому континенту на 130 км. Здесь мы находимся в царстве паковых льдов – торосы иногда поражают своими исполинскими размерами. Сегодня около двух часов провели у линии торошения двух огромных ледовых полей в ожидании, когда можно будет перескочить с одного на другое. Перескочили. Чего не сделаешь, чтобы побыстрее оказаться дома. Стараемся. Такие тут у нас дела, в канадском секторе Арктики.

Всем привет.

 

В. Елагин

 

 

 

9 апреля 2013 г.

 

Вчера днём мы уехали на юг с нашей полюсной льдины. Живём теперь по времени канадской провинции Нунавут, совпадающему с нью-йоркским (UTC –5 часов). Примерно в точке N89° 41' W056° 50' пересекли следы собак, полозьев нарты и лыж. Это был след упряжки Фёдора Конюхова и Виктора Симонова, которые 6 апреля вечером стартовали с полюса и направляются в Гренландию.

 

К часу ночи 9 апреля мы уже проехали 86 км со средней скоростью 6,1 км/час, максимальная скорость была 38 км/час. Сделали остановку на ужин в точке ML130408V 01:17UTC-5 N89° 12,879' W076° 55,994'. Это уже канадский сектор Арктики. Ветер – 1 м/с СЗ, t –25 °C, P – 1022 mb. Солнечно, поэтому всю ночь ехали дальше. Под утро часа два ждали у гряды торошения возможности переехать на южную сторону. Пробивали несколько раз проходы, но «окошко» приоткрылось на 40 секунд: их едва-едва хватило, чтобы двум машинам с прицепами перескочить по движущимся глыбам. За эту ночь проехали 30 км, средняя скорость – 5,2 км/час, максимальная – 22,9 км/час. Показания одометра – 1800 км. Сделали короткую остановку в точке ML130409Y 09:43 UTC-5 N89° 00,024' W080° 40,574'. Ветер – 2 м/с, t –24 °C, P – 1022,8 mb.

 

Афанасий Маковнев

 

 

 

БАРНЕО

 

6 апреля 2013 года

 

В полдень аэродромная служба приняла рейс Ан-74 из Лонгийира, на котором прилетели туристы-экспрессники. Им несказанно повезло – они не просто посетили Северный полюс, но и присутствовали при старте экспедиции Фёдора Конюхова и Виктора Симонова в Гренландию. Конечно же, на полюсе был и традиционный хоровод – самое короткое кругосветное путешествие.

 

На обратном пути один из вертолётов “подсел” к группе Василия Елагина, продолжающей свой автопробег по Арктике – слишком велико было желание сфотографироваться с героической командой.

 

C рейсом Ан-74 Сергей Пантелеев передал сделанные на Барнео и Северном полюсе снимки.

 

 

6 апреля 2013 г.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, N 90° 00,000'

 

Здравствуйте!

 

Ну вот и полюс! Давно не виделись! Тут по-прежнему всё на месте – девственные лёд и снег, народу не видать, в общем, места воздушные, хорошие. Полюс, одним словом. Состояния восторженности, подобного чувствам 2009 года, не испытал, каюсь, спал как сурок, сдав вахту железному Владимиру Николаевичу на последних 19-ти километрах пути. В этот раз, как и в 2009 году, повезло: ось вращения планеты вылезает на свет Божий не в буреломе торосов, а на вполне себе уютном ледяном поле. Погода ясная, ветер слабый, и осознание того, что отсюда во все стороны «под горку», очень греет душу полярным кочевникам.

 

До канадских берегов от полюса на 350 км ближе, чем до ненаглядной Отчизны. Поедем куда ближе, на чужбину. Топлива в караванах после тщательных подсчётов осталось 1825 литров, на дорогу сюда израсходовано 1460. Пройдено 1650 км, или 88,48 л/100км на обе машины. Мистика! Вам 88,48 ничего не напоминает? Высота третьего, высотного полюса – Эвереста! Оставшихся 1800 литров вполне хватает не просто до канадских берегов, а и до посёлка Резольют, который на тысячу километров южнее. Хочется верить, автономный переход удастся. Надеюсь, не зря мучили машины такими перегруженными караванами. Третий прицеп в каждом караване уже лёгкий, топливные бочки пусты. Первый же и второй прицепы с полными жестяными бочками, т. е. по 400 литров солярки. Так что живём! А пока дрейфом нас уносит от полюса в сторону Исландии. Скорость – 0,4 км/час, курс – 160-170°.

 

Мы въехали в зону многолетних, или паковых, льдов. Здесь поля больше, но и торосы… Дурно делается, если вообразить, что придётся колоть проходы в таких. Вчера заворожённо наблюдали, как льдину толщиной метра три выдавливало из воды наверх. Переезжали через ту гряду торосов по уходящей под воду льдине, через трещины в ней били фонтаны воды, второй машиной мы проскакивали уже по глубине около полуметра, обошлось, проскочили. Причина всех этих рискованных действий банально проста – усталость. Народ устал, и перспектива ещё неопределённо долго искать хороший проход совсем неинтересна, не говоря об упражнениях с пешнёй в руках. Ещё вчера решили: на полюсе остановимся, отоспимся, приведём хозяйство в порядок – и только после этого на юг, в страну берёз и косых дождей между ними.

 

С полярным приветом, В.Елагин.

 

 

Во второй раз в истории мирового автомобилестроения машины доехали от ближайшей земли до

Северного полюса. И это опять, как и четыре года назад, автомобили

 «Емеля» конструкции Василия Елагина. В этот раз для достижения полюса

от Северной земли понадобилось 37 дней, что всего лишь на один день

меньше чем в 2009 году. В команде МЛАЭ семь человек: Василий

Елагин, Афанасий Маковнев, Владимир Обиход, Алексей Шкрабкин, Андрей

Ваньков, Сергей Исаев, Николай Козлов. Сегодня и завтра команда

отдыхает и приводит в порядок себя и машины. Предстоит второй, не

менее трудный этап похода – доехать до канадского посёлка Резолют на

74 градусе северной широты, и сделать это, используя топливо, взятое

на старте сразу на весь маршрут.

 

Афанасий Маковнев

 

 

3 апреля 2013 г.

 

Здравствуйте все, кто нас читает. Ну вот началась и на нашем фронте, по выражению одной моей хорошей знакомой, лёгкая «движуха». За последние четыре дня наш табор проскакал на север около пятисот километров. Состояние льда хорошее. Видно, Её Величество Арктика решила, что мы своим пигмейским упорством в начале похода заслужили право любоваться этой недоступной взору непосвящённых красотой. Совершенная форма одной ледовой трещины, её изгибы выглядели изысканно-аристократическим росчерком высочайшего пера на пропуске нам в святая святых.

 

Писать о последних двух сутках, честно говоря, нечего. Массовых проявлений героизма не наблюдалось. Была усталость от бесконечной рулёжки, неожиданное наступление полярного дня (очень быстро поднимались по широте) и открытие, что курсом на север здесь в полночь лучше не ездить: ночное солнце слепит глаза, совершенно не видно дороги. Радует техника, машины просто едут день за днём. Порыв «даёшь полюс!» был таким, что на 88-м градусе, уже за ним, мне не без труда удалось притушить пожар энтузиазма в груди полярников, и то лишь потому, что сегодня у Сергея Исаева день рожденья, а такое событие не терпит суеты. Тут же обнаружилась масса дел, требующих незамедлительного исполнения. И вообще, в ритме Дакара можно выдержать две недели, а три месяца нашего похода – это «две большие разницы», как говорят в одном замечательном городе. По машинам: разбиты сцепные устройства перегруженными караванами, не протянули вовремя крепления самых нагруженных узлов, например главных передач. Результат: поломанный кронштейн крепления и, как следствие, семичасовой ремонт.

 

В момент написания этих строк я сижу в передвижной мастерской шиномонтажа, в которую превращена зелёная машина, а Обиход с Козловым ремонтируют шины. Погода отличная, ветер несильный, лёд мы уже давно воспринимаем как земную твердь, и трудно вообразить, сидя за столом в уютной кают-компании, что мы в середине океана, в нейтральных водах, за тысячи километров от земли и людей. Пора спать, до полюса ещё почти двести километров и расслабляться рано: сюрпризов любого свойства может нас поджидать сколь угодно много.

 

 

 

31 марта 2013 г.

 

Успешный день. Ясное утро, –25°C, без ветра. Выехали в 8.00 и по ледовым полям с грядами низкорослых торосов, не требующих для их преодоления хирургического вмешательства, проехали чуть больше ста километров. Во второй половине дня пересекли зону трещин и приличных торосов, к счастью непродолжительную. Проехать целиком один широтный градус помешала досадная поломка. Сдавая караван задним ходом, ваш покорный слуга свернул шею сцепному устройству, и ушедший на ремонт час подсёк вдохновенный полёт к полюсу нашей «птицы-тройки». Ничего страшного, будет к чему стремиться. А сейчас, в 23.20, в одной машине готовится ужин, в другой механики Андрей и Николай заняты профилактическим ремонтом механизма отключения привода заднего моста под пристальным и немигающим оком видеокамеры Афанасия, остальные по хозяйству. Работают молча, не исключено, что обдумывают, как удачнее подшутить над коллегами завтра. Интересно, у кого веселее получится. Всем привет с 85-го градуса.

 

 

30 марта 2013 г.

 

Координаты N84°12,035 E105°56,880. Погода ясная, ветра почти нет, мороз -25 °C. Выехали в 8.00, пару часов пробирались в полях дроблёного льда. Нилас был достаточно прочным для езды наших вездеходов, но нервы истрепали частые трещины-разрывы: то петляем между ними как зайцы, сжигая лишнее топливо, то бегаем как пожарные с лестницами-мостиками, только без сверкающих на солнце медных касок. Потом, к счастью, рельеф «прослабило», закончилась зона трещин, и мы поехали. К моменту пересечения полыньи мы прибыли в уверенности, что состояние молодого льда позволит беспрепятственно проехать по нему. Короче говоря, ничто не предвещало беды.

 

 

 

Но… Зелёная машина с караваном проваливается, красная переезжает без прицепов, и мы начинаем извлекать автомобиль на тонкий лёд. Край обламывается, наконец красная машина тягой через блок вытаскивает на лёд зелёную, потом прицепы, следом тянем через всю полынью длинной верёвкой прицепы красного каравана. Тянем их быстро: ведь целостность льда в этом месте сильно нарушена. На всём ходу вереница прицепов всё-таки проваливается. Ещё час извлекаем их на надёжный лёд. Два дышла погнуты, одно из них треснуло. Через час езды ухудшается видимость. Встаём на ночёвку, совмещая вечернюю праздность с активным ремонтом прицепов на свежем воздухе. Отбой в 01.30. Вот краткое описание того, как проходят трудовые будни людей, желающих сэкономить на авиабилетах до Канады.

 

 

 

26 марта 2013 г.

 

Сегодня был самый продуктивный пока день экспедиции – за день пройдено чуть больше 80 км, из них полезных 65. Всегда бы так, но с другой стороны, тогда, может статься, проходу не было бы на этих просторах. Погода ясная, ветра почти нет, рельеф простой, вот и поехали. День наш протекает следующим образом: в 5.30 звонит будильник, и джентльмен, лежащий с краю, вытягивая руку до вывиха в суставе (ещё один дефект конструкции), включает отопитель. Через полчаса, под вторую трель он поднимается, заводит примус и к моменту раздачи кипятка экипаж уже сидит полуодетым и заваривает кофе. Следом, по настоятельной рекомендации докторов, поглощается каша: ведь возраст большинства участников пробега далеко не детский, а чернослив в дефиците. В 8.00 выезд, машины нехотя разминают застывшую смазку в суставах – процесс пошёл. Дальше всё зависит от рельефа – часто выходить из ведущей машины подправить дорогу или созерцать красоту неспешно проплывающих за окном пейзажей. Путём социального опроса самым красивым и ласкающим взор первопроходца признан пейзаж с минимальным количеством выступающих элементов. Башни, замки и прочие архитектурные изыски Природы-матери радуют по первости, а после нескольких часов активной работы пешнёй взгляд на красоты ледяных форм меняется коренным образом в сторону примитивистско-плоскостных. Так что налёт цивилизации – вещь весьма эфемерная. Продолжаем наблюдения за собой. Интересно, какими нас найдут после похода друзья и близкие.

 

С полярным приветом, В.Елагин.

 

 

26 марта 2013 г.

 

Координаты N82°55,000' E103°10,157'. Выехали с ночёвки в 08:30, встали на ночёвку в 20:00 (UTC 12:0). Одометр 732 км. За день проехали 54 км, из них на север около 47 км. Температура -23 °C, ветер восточный, умеренный.

 

 

25 марта 2013 г.

 

Наши координаты N82°29,832 E103°53,417. Погода ясная, ветра почти нет, да и рельеф вполне гуманный – можно ехать практически без остановок. Но не зря говорят, что лучшее – враг хорошего. Вот и мы попались на этот крючок, ехали-ехали себе совсем неплохо, а тут как раз свежезамёрзший разрыв в нужном нам направлении. Соблазн прокатиться по идеальной дороге был таков, что устоять невозможно. Поехали и не учли, что никогда автопоездом такой длины и веса по сомнительному льду не ездили. На полном ходу задний прицеп провалился-таки в воду. Инерцией каравана его снова вырвало на поверхность, но рывок был такой силы, что водило прицепа сломало. Ремонт – семь с лишним часов. В результате дневной результат оказался более чем скромным – 31 км, правда, почти полностью на север.

 

Теперь немного о вчерашних приключениях. Вчера мы плавали. Плавать мы умеем, но любим не очень, хлопотное это дело, а главное – мокрое. В этот раз решение оказалось очень своевременным: когда вторая машина только выбиралась на берег, берега на глазах стали расходиться. Река не Амазонка, конечно, но из метров 150 шириной стала превращаться в действительно серьёзную преграду. Переплывали её установленным порядком: сначала одна машина перетаскивает другую через блок, закреплённый на противоположном берегу, который попадает туда на надувной лодке вместе с двумя самыми отчаянными членами экспедиции. Эти члены назначаются отчаянными по очереди, установленной начальством. Вчера переправа заняла около двух с половиной часов, но надежда, что это время с течением времени сократится, во мне ещё угасла не окончательно: например, прицеп, провалившийся одним колесом под лёд, нам удаётся поставить на ровный киль и вытащить на твёрдый берег за несколько минут.

 

Что ещё новенького? До полюса по прямой всего ничего – 838 км, а там под горку, на юг дело должно пойти легче. Так и живём мечтами об этом. Вроде ничего особенного, а хочется под горку, хотя знаем, не заработали пока, но стараемся. Привет всем на суше.

 

 

22 марта 2013 г.

 

Сегодня почти весь день ехали курсом 45-50° вдоль огромной полыньи шириной местами в несколько километров. Мы подъехали к ней вчера, из неё валил густой пар – свидетельство того, что лёд разорвало совсем недавно. Чуть-чуть опоздали. Вчера был первый день, когда её Величество Арктика дала нам немного передохнуть. Наконец-то пошли ледовые поля, перемежающиеся ледовыми грядами, но это не было уже зоной сплошного торошения, и мы тут же, за полдня, проскочили около пятидесяти километров. Закончилось недолгое наше счастье, как водится, серьёзной полыньёй. Но всё проходит, и это прошло: полынья завершилась эффектным полукружьем линии отрыва и, разделившись на кучу мелких трещин, дала нам возможность перебраться на северный её берег. На ночёвку остановились в начале одиннадцатого часа – не хотелось оказаться в зоне дроблёного льда и активного дрейфа.

 

Получили снимок от ААНИИ: на нём неплохо видно, куда нам надо стремиться, чтобы минимизировать количество разрывов. Степень торошения на снимках, к сожалению, не видно – не позволяет разрешение. Световой день всё длиннее, и при не очень сильном торошении можно будет ехать посменно. Подвахтенные могут спать на ходу, под мягкое покачивание экипажа спится гораздо лучше. Погода странная – давление по-прежнему очень высокое, при этом тепло, видимость иногда снижается до ста и меньше метров. В такие моменты вождение становится удовольствием более чем сомнительным, но ведь и это пройдёт, верно? До 82-го градуса осталось совсем немного, и хочется верить, что следующее сообщение будет отослано уже из-за этой незримой, но такой важной для нас границ.

 

Точка ночевки ML130322V 22:12 Красн.вр.

 

N 81° 47,993'  E 103° 41,012'

 

P 1036,7 mb,

 

t -30 °C, ветер ЮВ 3 м/с

 

 

20 марта 2013 г.

 

Сегодня прошли широту мыса Арктический – 81°16'. Температура -20 °C, давление 1040 мб., облачно, видимость 500 м. Остановились на ночёвку, сейчас ужинаем.

 

Афанасий

 

 

22 марта 2013 г.

 

Сегодня почти весь день ехали курсом 45-50° вдоль огромной полыньи шириной местами в несколько километров. Мы подъехали к ней вчера, из неё валил густой пар – свидетельство того, что лёд разорвало совсем недавно. Чуть-чуть опоздали. Вчера был первый день, когда её Величество Арктика дала нам немного передохнуть. Наконец-то пошли ледовые поля, перемежающиеся ледовыми грядами, но это не было уже зоной сплошного торошения, и мы тут же, за полдня, проскочили около пятидесяти километров. Закончилось недолгое наше счастье, как водится, серьёзной полыньёй. Но всё проходит, и это прошло: полынья завершилась эффектным полукружьем линии отрыва и, разделившись на кучу мелких трещин, дала нам возможность перебраться на северный её берег. На ночёвку остановились в начале одиннадцатого часа – не хотелось оказаться в зоне дроблёного льда и активного дрейфа.

 

Получили снимок от ААНИИ: на нём неплохо видно, куда нам надо стремиться, чтобы минимизировать количество разрывов. Степень торошения на снимках, к сожалению, не видно – не позволяет разрешение. Световой день всё длиннее, и при не очень сильном торошении можно будет ехать посменно. Подвахтенные могут спать на ходу, под мягкое покачивание экипажа спится гораздо лучше. Погода странная – давление по-прежнему очень высокое, при этом тепло, видимость иногда снижается до ста и меньше метров. В такие моменты вождение становится удовольствием более чем сомнительным, но ведь и это пройдёт, верно? До 82-го градуса осталось совсем немного, и хочется верить, что следующее сообщение будет отослано уже из-за этой незримой, но такой важной для нас границ.

 

Точка ночевки ML130322V 22:12 Красн.вр.

 

N 81° 47,993'  E 103° 41,012'

 

P 1036,7 mb,

 

t -30 °C, ветер ЮВ 3 м/с

 

 

19 марта 2013 г.

 

Координаты N81°14'29.34" E101°48'16.02", на ночёвку остановились в 20:30, ветер В-С-В, 8 м. сек., t -20 °C, зона активного дрейфа, давление 1030 мб. (12:30 UTC).

 

 

18 марта 2013 г.

 

Координаты N81°10,151’ E101°42,670’. На одометре уже больше 450 км, но это нас мало радует, к полюсу мы продвигаемся темпами более чем скромными. В море Лаптевых нас затормозили около ста километров практически непрерывных торосов, с 81-го градуса дело пошло вроде повеселее, но вскорости уперлись в полынью, протянувшуюся с востока на запад и не менее километра шириной, к тому же покрытую ниласом, вес машины который не выдержит, а мороз, бывший нашим союзником в течение последних восьми дней, возьми да ослабни до двадцати градусов, а значит, на интенсивный прирост мощности льда рассчитывать не приходится. На поднявшийся с ночи ветер надежда слабая, явных подвижек льда не заметно.

 

Съездили на машине без прицепов в одну, потом в другую сторону, картина безрадостная в обоих направлениях. Давление очень высокое – 1041 мб, при этом, на удивление, дымка и нет мороза. С утра сегодня (при -20 °С) машины сразу, без «разминки» весело тянули на третьей передаче, тогда как при 35-градусном морозе на второй поднимали обороты, вовсе не вдавливая ускорением водителя в кресло. Вывод: неграмотно подобраны ступичная смазка и трансмиссионное масло. В каждом автопоезде двенадцать ступиц и смазка в них при преодолении торосов совсем от вращения не разогревается, потому что вращения-то как раз почти и нет. Правильно кто-то сказал: «машины должны строить профессионалы». Грустно от всего этого. Расход топлива превышает пока расчётный, но не катастрофично, довольно много расходуется при сильных морозах отопителями, которые с наступлением полярного дня использоваться практически не будут из-за перехода на сменный режим работы, когда дизеля почти не будут выключаться.

 

Подоспел вчерашний снимок, на котором, как выразился красиво Сергей Исаев, трещин больше чем у меня волос на голове, и, хотя густотой шевелюры последние двадцать лет я при всем желании похвастаться не смогу, и этого количества более чем достаточно, чтобы как следует испортить кровь нашему славному коллективу.

 

Переночуем на берегу, может лёд окрепнет, может видимость улучшится, в общем как говорит один очень бывалый человек, «война план покажет». В походе 2009-года, мы смогли преодолеть одну полынью только на третьи сутки. В такой ситуации у руководителя на первый план выходит задача, как спасти замечательный коллектив от практически неизбежного разложения, ведь недаром родилась армейская поговорка: «солдат без лопаты – преступник», поэтому в такие дни он должен быть особенно и строг, и справедлив, что одномоментно совместить совсем не просто. Обещать могу только одно – стараться буду изо всех сил.

 

С 81-го градуса северной широты, с приветом, В.Елагин.

 

 

17 марта 2013 г.

 

Координаты N 81°9'25.92" E101°48'34.56". На ночёвку остановились в 11:30, t-26°C, ясно, ветра нет, за день по одометру проехали 25 км. Давление 1048 мб. (Время UTC).

 

В. Елагин

 

 

15 марта 2013 г.

 

Координаты N80°53,533’ E101°32,154’. Ясно, к концу дня дымка, мгла. На ночь встали в 19.00.

Давление 1018 мб. За днь пройдено 20 км.

 

13 марта 2013 г.

 

Ясное утро, мороз -35 °С, ветра нет, чего же ещё желать арктическим кочевникам? Но нет, нам хотелось бы ещё ровного льда и чтоб машины вовсе не ломались. Увы, мороза не выдерживают пыльники ШРУСов, это такие копеечные чехольчики из резины-полиуретана, но, во-первых, их в запасе немного, а во-вторых, чтобы его поменять, надо основательно повозиться. Механики – молодцы, меняют их в раллийном темпе. Машины – наша гордость, тянут, бедняжки, по три прицепа, совокупный вес которых превышает их собственный только что не вдвое. На каждом прицепе по две двухсотлитровые бочки топлива и пять-шесть пластиковых со шмотками, продуктами и запчастями. Зато внутри просторно, тепло, да просто уютно, в конце-то концов!

 

В этом году как назло зона торошения к северо-востоку от Северной Земли превзошла своей протяжённостью наши самые мрачные ожидания. Торосы местами совершенно жуткие, об этом я уже ставил в известность мировую общественность, но помощи от неё никакой пока не дождались. Там, где попроще, и рассказывать особенно нечего, да и читателя утомлять непрерывным описанием нашего героизма бесчеловечно.

 

Езда достаточно однообразная, но напряжённая, особенно для водителя лидирующей машины, которому всё время приходится сканировать взглядом бесконечные гряды торосов, «заборов» на нашем жаргоне, в поисках проходов. В конечном счёте это не приносит ничего кроме пользы суставам шейного отдела позвоночника, но, как всякая работа над собой, утомляет необычайно. Делать нечего, приходится терпеть, хотя, если очень надоест, можно остановиться, включить печки - наших запасов топлива хватит года на полтора, а там, глядишь, или попутка какая, или мировая общественность всколыхнётся. Едем-едем покамест, не волнуйтесь, родители и дети, это так, размышления под мерный рокот дизельного двигателя. Помнится, я писал о медведе в обнимку с бочкой экспедиционного сала? Так вот, на этой бочке большими буквами выведено: САЛО! И они ещё удивляются, как точно он её вычислил.

 

Так и живём, а если тоска по близким сжимает горло безжалостной рукой, мы принимаем успокоительного, немного, в разумных пределах и идём смотреть вас, наши дорогие, во снах. А теперь справочно, чтобы не думали, что мы тут скисли: за 12-13 марта пройдено 50 километров тяжёлого пути, координаты написания этого опуса N80°41,973 E101°40,584, одометр показывает 359 км от точки старта, t° -35, ветра нет, работаем.

 

До связи. В.Елагин

 

 

 

11 марта 2013 г.

 

Пробуждение и утро были ужасными. Будильник я с вечера ставлю в сотовом телефоне, это единственная от него в этих местах польза, ну может, ещё калькулятор: запасы топлива подсчитать. Сегодня за утренней чашкой кофе кто-то из нас поинтересовался, а какое, собственно, сегодня число. Посмотрев календарь в телефоне, я с уверенностью ответил: 10-е. Некоторые сомнения у сослуживцев, тем не менее, остались. Полезли в навигатор: 11-е. В разговорах вспомнили, что В.С.Чуков когда-то рассказывал, что у него в арктических походах тоже бывало пропадали целые сутки. Объяснить перемену даты, на наш взгляд, можно только с метафизических позиций. Это мистическое явление не замедлили связать с необычайным размером и сплочённостью торосов в этом году.

 

Вчера (10-го всё-таки) мы целый день провели с пешнями в руках за разрушением первозданных торосов Большого Арктического заповедника. Потом по одному таскали машинами прицепы по этой четырёхсотметровой дороге жизни. В восемь вечера, обессиленные, голодные, повалились в машины спать. Ночью с дружественным визитом приходил медведь. Мы не против, но когда его застукали облокотившимся на бочку с салом, нервы у Коли Козлова не выдержали и он выстрелом в воздух прогнал бедолагу. День в торосах был таким тяжёлым, а сон настолько крепким, что большинство из нас выстрела даже не слышали.

 

Торосы сегодня стали пореже, но ненамного. Надежды на лёгкую дорогу пока несбыточны. Несколько раз за день отцепляли караваны, и машина протаскивала верёвкой с ровного места, настолько ужасной была дорога. Погода пока стоит хорошая –35 С°, ветра, слава Богу, нет, переносится нормально и, что самое главное, есть неплохая видимость. За день, 11 марта, преодолели чуть больше 10 км, что примерно в 10 раз больше расстояния, пройденного накануне. Дрейфа почти нет, за ночь сносит на запад на 30-40 метров, но такие величины лежат в пределах погрешности наших навигационных приёмников. Это пока все заслуживающие внимания новости.

 

Всем привет! В.Елагин.

 

9 марта 2013 г.

 

Здравствуйте! Три дня праздников. Что может быть страшнее, когда с нетерпением ждёшь снимки, спутник наматывает свои орбитальные витки, исправно фотографирует, погода ясная, а родина на три дня ушла в астрал? Но всё проходит, и это пройдёт. Пока же мы стоим в гряде торосов, больше напоминающей глубоко эшелонированную линию обороны. В ближайшие сутки гиподинамия нам точно не угрожает - весь день кололи лёд. Строишь, строишь дорогу, а проехать по ней доведётся один только раз. Обидно... С другой стороны, день-два вдохновенного труда могут оказаться пропуском на океанские просторы. Там вдали нам мерещится ровный лёд. За день три километра. Медведи... С утра захаживал один, всем своим видом давая понять, что он просто случайно мимо проходил. Вокруг много открытой воды, и медведи охотятся тут на нерпу. От нас попахивает пятьюстами килограммами провианта, что, возможно, не даёт покоя их пытливому уму.

 

С арктическим приветом,

 

В. Елагин

 

 

8 марта 2013 г.

 

Этот день не предвещал неприятностей. Выехали в разумное для всех приличных людей время, часов этак в одиннадцать. Погода ясная, лёгкий бодрящий морозец, около -35°С. Увы, пошли торосы, трещины разной ширины, объезды. Как учебный день по отработке мостовых переходов и вытаскивания прицепов из воды он удался необычайно, чего, к сожалению, нельзя при всём желании сказать о продвижении на север. Результат - скромные двадцать километров и бесценный опыт.

 

С арктическим приветом,

 

В. Елагин

 

 

7 марта 2013 г.

 

Море Лаптевых, восход солнца в 9:24 Красноярского времени. Вылезать утром из спальника в холодной машине не очень-то приятно, но когда это действие уже совершено, ощущаешь, что снаружи заметно теплее, чем было вчера. Глядишь на градусник, а там –28 °C, разница всего в 5 градусов, но, повторю, она очень заметна. Небо облачное, ветер северо-восточный, слабый, с поземкой. Наш курс от острова Мачтовый сегодня будет 75 градусов, прямо в море. Наконец-то экспедиция начинает оправдывать своё название! Море, конечно, покрыто льдом разной толщины, но у нас есть свежий космический снимок ледовой обстановки, где хорошо видны трещины и разводья. Снимок обработан Ю.Д. Быченковым из ААНИИ в специальной программе, с помощью которой нанесены контуры Северной Земли и координатная сетка, так что у нас есть ориентиры.

 

Дорога по припаю довольно ровная, машины идут со скоростью 11-12 км/час, первая остановка у огромного айсберга с дырами. Подошли посмотреть, а дыры-то оказались огромными промоинами, куда и «Емеля» может заехать. Издалека в белой мгле масштаб был непонятен. Внутри этих ледяных гротов есть комнаты с переходами и окнами наружу, на потолке кристаллы с шипами, гранями, многоугольниками. Вряд ли до нас кто-то ещё, кроме медведей, заглядывал в этот дворец королевы снегов. Окончивший МГРИ Сергей Исаев предложил такое геологическое объяснение происхождения этих промоин. Айсберг, ещё будучи частью ледника, был промыт летними ручьями и реками, а потом откололся и уплыл в море. После познавательной экскурсии поехали дальше, незаметно перескочили с припая на дрейфующий лед. Много колоть не пришлось, только одну линию торосов, после которой проехали ещё километров шесть по более или менее ровному льду. За день одолели 62 км – это хороший темп. Поломок не было. Заход солнца в 17:34. Остановились на ночлег в точке N80° 14,921’  E97° 27,242’ (UTC 12:38) в 20:38 Красн. времени. Ветер С, 9,4 м/с.

 

Афанасий

 

 

 

Оторвались от гостеприимных берегов Северной Земли, быстро проехали около сорока километров, потом пошли торосы, видимость ухудшилась и мы въехали в скопление айсбергов. В тумане они неожиданно и величественно возникали и снова растворялись. Один айсберг привлёк внимание своими гротами, а попросту говоря, был он какой-то дырявый. Зашли внутрь. Гроты, узкие проходы, лазы, в одном из которых благодаря чрезмерной любознательности и размерам ваш покорный слуга чуть было не остался навсегда, привели нас в восхищение. Остаётся добавить, что всё это архитектурное великолепие было щедро декорировано гроздьями снежных кристаллов различной сингонии, находившимися в состоянии абсолютно неустойчивого равновесия: дунь едва-едва и они осыпаются. Дуть было запрещено сразу же, по возможности засняли всё, затем поехали дальше курсом 90°. Бивуаком раскинулись на вполне приличной и уютной льдине.

 

В. Елагин

 

 

 

6 марта 2013 г.

 

N80° 14,927' E097° 27,217'. Остров Мачтовый. Приехали сюда, спасаясь от пронизывающего С-С-В ветра, против которого даже машины выгребали с заметным трудом. Здесь, на южной оконечности острова есть замечательный уютный обрыв, под которым мы и схоронились от ветра. Завтра съездим к нашей заброске топлива 2009 года - там должно было что-то оставаться. Подберём все крохи. К полуночи вызвездило, туман-позёмка исчезли, а наутро нас ждала солнечная безветренная погода. Мороз -30°  C, но в отсутствие ветра он переносится гораздо спокойнее. К заброске поехали кружным путём, мористее острова. Взорам нашим открылась завораживающая панорама: замёрзшее море, теперь уже Лаптевых, а из него вздымаются айсберги самых причудливых форм и размеров. Подъехали к одному из понравившихся. Обошли, залезли, нашли место, где медведица ковыряла снег в поисках подходящего места для берлоги – пришло время укладываться, чтобы в стороне от суеты мирской произвести на свет малышей. Когда обозревали сверху окрестности, заметили медведя, впрочем, он нас тоже. Подъехали поближе, расстояние - метров 30. Нафотографировались всласть, двинулись к заброске. Забрали топливо, вернулись на стоянку. Остаток дня провели в хлопотах и подготовке к выезду на дрейфующий лёд. К вечеру приятное сообщение: по электронной почте получили долгожданный снимок ледовой обстановки от Ю.Д. Быченкова из ААНИИ. Теперь картина стала яснее. Пора в дорогу!

 

До связи с этого самого дрейфующего льда. Привет всем!

 

В. Елагин

 

 

 

4 марта 2013 г.

 

Мы сейчас в проливе Красной Армии, в самом его начале, немного южнее мыса Гусиный Нос. После хорошего ходового дня остановились на ночлег в тени (от ветра) огромного айсберга. Накололи от него льда на чай и кашу. Коля попробовал лёд на язык - и язык прилип, как в детстве к санкам. Сегодня весь день была сильная пурга, видимость 30-40 метров, но мы всё равно ехали по приборам, или, точнее сказать, по карте Генштаба масштаба 2 км в 1 см, открытой на экране компьютера Panasonic CF-31. Проезжали узкие проливы между небольшими островами, вдруг натыкались на ледяные стены айсбергов, не отмеченных, конечно, на карте, сквозь белую мглу видели 20-метровые скальные обрывы справа по борту, вдруг возникающие в просветах снежных вихрей. Движение наладилось, поломки незначительные. Например, сегодня сорвало вентилятор радиатора Емели-4 из-за того, что его просто замело снегом при боковом ветре. Замена вентилятора на запасной заняла не больше сорока минут. Движение продолжилось. Но и поломанный можно восстановить. Инженерная коллегия поломала минут пять голову и нашла решение, как это сделать.

 

Афанасий

 



Просмотров страницы: 5979

Смотрите также:

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

2013 04 30
2013 04 30

2013 04 30
2013 04 30

2013 04 29
2013 04 29

2013 04 27
2013 04 27

2013 04 27
2013 04 27

2013 04 21
2013 04 21

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Географический Северный полюс Земли
Географический Северный полюс Земли

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Дневник экспедиции: Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЕ-2013)

Экспедиция MLAE На Северном Полюсе
Экспедиция MLAE На Северном Полюсе

Экспедиция MLAE На Северном Полюсе
Экспедиция MLAE На Северном Полюсе

2013 04 18
2013 04 18

2013 04 19
2013 04 19

© 2002-2022 Фотобанк "ГеоФото" - Национальный фотоархив. Все права защищены.
Агентство Авторской Фотографии. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50557
Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 32, стр. 4, оф. 301-308, Тел: +7 (495) 648-47-01
geophoto@geophoto.ru

Реклама на сайте