Фотобанк\Фотоагентство "Геофото"

http://geophoto.ru/



Искусство реальности: Фотография рубежа XIX - XX веков. (рецензия на книгу)

Артем Логинов. "Искусство реальности: Фотография рубежа XIX - XX веков." Издательство PhotoHelpers, 2015 

 

Если вы интересуетесь историей современного искусства, и фотографии в частности, и ищите книгу глубокую, тщательно проработанную, исторически выверенную и с философским уклоном, то стоит обратить внимание на недавно вышедшую книгу Артема Логинова «ИСКУССТВО РЕАЛЬНОСТИ. Фотография рубежа XIX-XX веков»

Это настоящее научное исследование, которое базируется на нескольких постулатах и использует свой методический механизм, подробно описанный в начале издания. Иллюстрациями изданию послужили  исторические фотографии, оригиналы которых хранятся в архивах и частных коллекциях. Подбор иллюстраций соответствует логической структуре книги и является визуальной продолжением  аргументации автора.

Первое впечатление, что автор умышленно хочет перегрузить читателя понятиями и терминами. Что-то вроде проверки на интеллектуальную совместимость, чтобы потом читатель уже легко поднимался по ступеням логики повествования, или не ходил вовсе. По мере погружения в книгу я понял, что без этих понятий практически невозможно было бы обойтись. Такие категории как «фотографический дискурс», «пятичастная система знака», «иконический поворот» - не имеют общеупотребимых аналогов и только с их помощью возможно объяснение описываемой концепции. Если внимательно вчитаться в начальные главы, понимаешь, что ничего сверхсложного они из себя не представляют, а точно описывают такие категории как: философскую сущность явления фотографии, систему уровней взаимодействия образа и субъекта и глобальное явление смены приоритета в информационных потоках от текстового формата к формату визуальному.

Что важно, логика повествования с начала до конца выдержана в рамках выбранной системы координат и «красной нитью» прослеживается везде.

Теперь о сути издания. Немногие из нас задумываются, о том, что было бы, если бы все фотографии, как сущность исчезли бы из нашего окружения. Ответ очевиден – это была бы катастрофа цивилизации, прогресс остановился бы. Книга объясняет: почему прогресс не был бы таким, какой он был, если бы фотография как явление не возникла бы. Это основная фабула исследования: важность фотографии в данном контексте не требует обоснования, как не требуется обоснование полезности воздуха для человека, но механизм ее влияния на жизнь общества требует изучения и обсуждения. Потому что, как любой сложный механизм, он находится в постоянном процессе эволюции, деградации и самонастройки.

Книга – сложная для чтения и восприятия, рассчитана на читателя, подготовленного, вдумчивого, и, желательно, с критическим восприятием (это не учебник!). Но для такого читателя книга станет источником истинного удовольствия. Тот самый случай, когда чтение можно смаковать! Лично я получил удовольствие от интеллектуального чтения, возможности мысленно подискутировать с автором и в тоже время отметить логичность его доводов по основным вопросам. А это прежде всего – трансформация социальной значимости, политической ангажированности и связанные с этим жанрово-стилистические преобразования. Все это входит в понятие фотографического дискурса, с самого начала объясненного автором как базовая точка исследования.

Что можно считать недостатками: некоторая затянутость выкладок, повторения сходных доказательств и выводов в разных местах. Упрекнуть автора в некоторых логических повторах можно, но зачем, если мы говорим не о быстром чтении, а о внутреннем диалоге? В этом случае, возможно, это циклическое аргументирование оправдано.

Безусловно, книга, насыщенная историческими фактами и их объяснением, будет полезна даже тем, кто не согласится с трактовкой автора исторической и социально-политической роли фотоискусства (в России на рубеже 20 и 21 веков): изложенный фактологический материал – это уже ценнейший груз, доступный  для самостоятельного  осмысления.

Хорошо, если исследование получит продолжение в виде книг, посвященным следующим периодам развития фотоискусства. Для нас, людей занимающихся коммерческой фотографией – фотографией на границе искусства и бизнеса было бы особенно интересно исследование современных трендов и их значимости в системах координат современного искусства, обществознания, бизнеса. В связке фотография–общество механизмы взаимодействия, несомненно, изменились, но значение явления фотографии точно не уменьшилось.

 

 

Вадим Штрик, руководитель Национального Фотоархива «ГеоФото»

 

заказать книгу >>>

 

О книге : 

Искусство реальности: Фотография рубежа XIX - XX веков.

Автор: Артем Логинов

Издательство: PhotoHelpers

Год издания: 2015 Кол.стр.

280 с иллюстрациями.

размер: 23,5х16,5 см




(C) Прокудин-Горский. Портрет Льва Толстого в Ясной Поляне
(C) Прокудин-Горский. Портрет Льва Толстого в Ясной Поляне

Искусство реальности: Фотография рубежа XIX - XX веков.  (рецензия на книгу)

Искусство реальности: Фотография рубежа XIX - XX веков.  (рецензия на книгу)

Искусство реальности: Фотография рубежа XIX - XX веков.  (рецензия на книгу)

Искусство реальности: Фотография рубежа XIX - XX веков.  (рецензия на книгу)

Искусство реальности: Фотография рубежа XIX - XX веков.  (рецензия на книгу)


Адрес: Москва, Андроновское шоссе, дом 26, стр 9, оф 306-311 Телефон: (495)648-47-01 E-mail: geophoto@geophoto.ru