Артем Логинов. "Искусство реальности: Фотография рубежа XIX - XX веков." Издательство PhotoHelpers, 2015
Если вы интересуетесь историей современного искусства, и фотографии в частности, и ищите книгу глубокую, тщательно проработанную, исторически выверенную и с философским уклоном, то стоит обратить внимание на недавно вышедшую книгу Артема Логинова «ИСКУССТВО РЕАЛЬНОСТИ. Фотография рубежа XIX-XX веков»
Это настоящее научное исследование, которое базируется на нескольких постулатах и использует свой методический механизм, подробно описанный в начале издания. Иллюстрациями изданию послужили исторические фотографии, оригиналы которых хранятся в архивах и частных коллекциях. Подбор иллюстраций соответствует логической структуре книги и является визуальной продолжением аргументации автора.
Первое впечатление, что автор умышленно хочет перегрузить читателя понятиями и терминами. Что-то вроде проверки на интеллектуальную совместимость, чтобы потом читатель уже легко поднимался по ступеням логики повествования, или не ходил вовсе. По мере погружения в книгу я понял, что без этих понятий практически невозможно было бы обойтись. Такие категории как «фотографический дискурс», «пятичастная система знака», «иконический поворот» - не имеют общеупотребимых аналогов и только с их помощью возможно объяснение описываемой концепции. Если внимательно вчитаться в начальные главы, понимаешь, что ничего сверхсложного они из себя не представляют, а точно описывают такие категории как: философскую сущность явления фотографии, систему уровней взаимодействия образа и субъекта и глобальное явление смены приоритета в информационных потоках от текстового формата к формату визуальному.
Что важно, логика повествования с начала до конца выдержана в рамках выбранной системы координат и «красной нитью» прослеживается везде.
Теперь о сути издания. Немногие из нас задумываются, о том, что было бы, если бы все фотографии, как сущность исчезли бы из нашего окружения. Ответ очевиден – это была бы катастрофа цивилизации, прогресс остановился бы. Книга объясняет: почему прогресс не был бы таким, какой он был, если бы фотография как явление не возникла бы. Это основная фабула исследования: важность фотографии в данном контексте не требует обоснования, как не требуется обоснование полезности воздуха для человека, но механизм ее влияния на жизнь общества требует изучения и обсуждения. Потому что, как любой сложный механизм, он находится в постоянном процессе эволюции, деградации и самонастройки.
Книга – сложная для чтения и восприятия, рассчитана на читателя, подготовленного, вдумчивого, и, желательно, с критическим восприятием (это не учебник!). Но для такого читателя книга станет источником истинного удовольствия. Тот самый случай, когда чтение можно смаковать! Лично я получил удовольствие от интеллектуального чтения, возможности мысленно подискутировать с автором и в тоже время отметить логичность его доводов по основным вопросам. А это прежде всего – трансформация социальной значимости, политической ангажированности и связанные с этим жанрово-стилистические преобразования. Все это входит в понятие фотографического дискурса, с самого начала объясненного автором как базовая точка исследования.
Что можно считать недостатками: некоторая затянутость выкладок, повторения сходных доказательств и выводов в разных местах. Упрекнуть автора в некоторых логических повторах можно, но зачем, если мы говорим не о быстром чтении, а о внутреннем диалоге? В этом случае, возможно, это циклическое аргументирование оправдано.
Безусловно, книга, насыщенная историческими фактами и их объяснением, будет полезна даже тем, кто не согласится с трактовкой автора исторической и социально-политической роли фотоискусства (в России на рубеже 20 и 21 веков): изложенный фактологический материал – это уже ценнейший груз, доступный для самостоятельного осмысления.
Хорошо, если исследование получит продолжение в виде книг, посвященным следующим периодам развития фотоискусства. Для нас, людей занимающихся коммерческой фотографией – фотографией на границе искусства и бизнеса было бы особенно интересно исследование современных трендов и их значимости в системах координат современного искусства, обществознания, бизнеса. В связке фотография–общество механизмы взаимодействия, несомненно, изменились, но значение явления фотографии точно не уменьшилось.
Вадим Штрик, руководитель Национального Фотоархива «ГеоФото»
заказать книгу >>>
О книге :
Искусство реальности: Фотография рубежа XIX - XX веков.
Автор: Артем Логинов
Издательство: PhotoHelpers
Год издания: 2015 Кол.стр.
280 с иллюстрациями.
размер: 23,5х16,5 см