Photobank "Geophoto" - National photoarchive \ photo agency : professinal images for editorial and commercial use! Tel. +7-(495)-648-47-01 geophoto@geophoto.ru  Русский 
Фотобанк Гео Фото. Фотографии природы России и Мира



Collections:

Calendars
Reports



Last Posted

Geo-Themes
Other Col



Catalogs:

Geo-list
Objects
Authors
Portfolio
Geo-Art

Expeditions
PhotoTourism

Контекстный поиск от Google(tm). Поиск по коду фотографии.
Loading

  Всего страниц : 8 


Clients entrance

Login
Password
Registration
Forgot?

Registered authors may logon here

Login
Password


Наши сообщества: Подписка на новости:

Главная :: Stock Photography

Статья: "НАША" Коммерческая Фотография (© Вадим Штрик)


2009 © Вадим Штрик, генеральный директор Фотоагентства ГеоФото, GetImages Group

Публикуем оригинал статьи, подготовленный для октябрьского (за 2009 год) номера журнала "Фотодело".

В статье использованы фотогафии Константина Кокошкина и Андрея Петросяна. Рисунок автора.

PDF вариант статьи - смотреть  в приложении.

 

 

 

 

"Фототок -бизнес: вчера, сегодня, завтра"

Современный рынок коммерческой фотографии в России.

 

            Сразу оговоримся, речь пойдет о фотографии, как об итоге творческого процесса, результат которого востребован на рынке и имеет стоимость, то есть может быть продан. Мы не обсуждаем фотографию как услугу: съемки сделанные на заказ: заказные портреты, свадебные фотосессии и рекламные съемки недвижимости выходят за рамки нашего обсуждения. Такой тип фотографий на западе называют Стоковой. Этот же термин имеет и более узкое значение, определяя еще и жанр коммерческой рекламной фотографии. Поэтому предмет нашего обсуждения назовем проще: "Коммерческая фотография" или "Фотографии на продажу" 

            Индустрия коммерческой фотографии в мире – это четко организованный рынок, работающий по своим законам уже почти полевка. Аккумуляторами авторских прав на изображения и основными поставщиками фотографий на рынке являются фотобанки и фотоагентства. Вся история бизнеса фотоизображений разделяется на доцифровую и цифровую "эры". С началом применения веб-технологий стало возможным "пощупать товар" через интернет, не приходя в агентство. (Конечно, через интернет можно оценить только композицию и содержание изображения и нельзя оценить его техническое качество и тем более проверить юридическую чистоту, но именно для этого и существуют фотоагентства - чтобы ГАРАНТИРОВАТЬ качество и наличие авторских прав.)

В России фотоагентства современного типа начали возникать в середине 90-х годов. Первым на рынок пришел "Фотобанк" (photobank.ru), потом появилось еще несколько агентств, специализирующихся  на дистрибуции западных коллекций East news (eastnews.ru),  "Фото С.А." (fotosa.ru), Восток-фото (vostock-photo.com), Русская фотографическая группа (rpgonline.ru). В 2002-2003 годах прошел стартап нескольких отечественных ресурсов: Фотоэкспресс (photoxpress.ru) - новостное фотоагентство, "Русский взгляд" (russianlook.ru) – специализация на отечественные СМИ, ГеоФото (GeoPhoto.ru) - тематический фотобанк, Росфото (rosfoto.ru) – первый отечественный стоковый фотобанк. Вторая волна возникновения новых проектов принесла такие ресурсы как фотоархив созданный при союзе Фотохудожников – fotosoyuz.ru (архивная и художественная фотография), Профимидж (Стоковая фотография) и ФОТАС (ресурс нацеленный на СМИ, ассоциированный с архивом Фото ИТАР-ТАСС). Сейчас в России существует около 20 агентств и фотобанков и несколько сотен ресурсов, декларирующих себя как фотобанки, но не являющихся таковыми из-за отсутствия проработанной правовой базы для передачи авторских прав. Постоянно возникают новые ресурсы.

            Если можно одним словом охарактеризовать состояние современного рынка коммерческой фотографии, то это слово – "самооценка". Сейчас происходит осознание того, какие разновидности коммерческой фотографии существуют и в чем их специфика. Причем, понимание этого приходит не только к агентствам, но и к профессиональным фотографам, многие из которых снимали "для души" без коммерческого успеха только по той причине, что просто не укладывались в четкие форматы жанров, которые были востребованы рынком. Сейчас происходит четкая дифференциация рынка по ценовым и тематическим (жанровым) сегментам.

            На рынке сформировалось четкое разделение по двум стратегиям развития: продвижение отечественного контента и продвижение западных коллекций (некоторые агентства сочетают два эти направления). Стратегия дистрибьютирования основана на расширении дистрибьюторского портфеля. Для архивов, основанных на отечественном контенте стратегией развития является диверсификация путем расширения тематики и специализации. Для возникающих новых ресурсов путь развития может быть только один – четкая специализация на определенном сегменте рынка. В России сейчас не хватает узкоспециализированных фотоагентств, тематических ресурсов, например агентств, специализирующихся на продаже фотографий по теме сельское хозяйство, сад и огород, российская кухня и т.д.. А такие ресурсы с отечественным контентом нашли бы своего клиента в первый же день своего выхода на рынок.

 

"Кто продавец?"

Классификация фотобанков

 

Фотбанки делятся по нескольким признакам: модель лицензирования (На RM и RF лицензируемые фотобанки), по секторам рынка (Новостные и Стоковые), по маркетинговой стратегии (продвигающие на рынке архивы фотографов или занимающиеся дистрибуцией партнерских коллекций). Многие фотобанки совмещают все позиции, и это становится характерным для настоящего момента развития индустрии. Вторым характерным моментом "современной истории" является появление обособленного сектора поставщиков изображений, объединенных термином "микропейментовые фотбанки", или "микростоки".

В чем принципиальная разница? Не в цене, как это принято считать, так как цена – это вторичный признак. Главное отличие – в способе лицензирования. При покупке в микропейментовых фотобанках практически вы не получаете документа, подтверждающего право использования изображения. Это связано с тем, что микропейментовый фотобанк не получает у фотографа документального оформленные права на изображения (за исключением так называемого договора публичной оферты) и не может передать их своим клиентам. Вторая особенность – нередактируемый контент: фотографии не проходят отбор редакционной коллегией, и как следствие из простоты размещения – низкий уровень качества. Микро-цены – минимум качества.

Но всегда ли клиентам нужны досконально переданные авторские права при покупке изображений? Конечно, нет! Зачастую нужна "просто картинка" - иллюстрация для внедрения в дизайн, и цена проекта имеет значение. Таким образом, мы можем говорить о двух типах бизнеса: первый - продажа высококачественных снимков профессиональных фотографов и второй – бизнес дешевых интернет-сервисов с фотографиями низкого качества с упрощенной моделью лицензирования по низким или сверхнизким ценам

Разницу между этими двумя взглядами на коммерческую фотографию можно для наглядности проиллюстрировать таким примером: существуют миллионные тиражи фастфудов, наличие которых никак не исключает развитие рынка дорогих ресторанов. Идея-то одна, но содержание разное… И эти два сектора рынка практически не конкурирующие. Так же, и наличие дешевых сервисов по продаже иллюстраций практически не влияет на состояние рынка дорогой авторской фотографии. Даже наоборот: огромное их количество на рынке только подчеркивают ценность уникальных по сути и по исполнению авторских профессиональных работ.

 

            Итак, вернемся к "традиционным" фотобанкам , которые лицензируют изображения по моделям RM и RF.

 

Rights Managed (RM) - использование в течение ограниченного периода времени, c ограничениями по форматам, тиражам и территорией использования. Стоимость прав использования зависит от способов и видов использования (формата, тиража, срока, территории использования и неисключительности предоставляемой лицензии).

Royalty Free (RF) - возможность использования фотоизображений в течение неограниченного периода времени без ограничений по форматам, тиражам и территориям использования, но с единовременными авторскими отчислениями.

 

У каждой модели лицензирования есть свои плюсы и минусы: первая модель позволяет клиенту выбрать уникальное изображение для своей рекламной компании и быть уверенным в возможности выкупа эксклюзивных прав. Вторая модель дает возможность универсального использования изображения, но уже без гарантии эксклюзивности. Для каждого изображения применение той или иной лицензии является взаимоисключающим.

     Новостные и Стоковые фотобанки ориентированы соответственно на сектора рынка: Новостные СМИ и рынок рекламной полиграфии. Специализированно новостными в России являются: Фотоэкспресс, ИТАР-ТАСС, ФОТАС, русский взгляд, РИА Новости. Изначально совмещающими несколько стратегий: фотобанк. ру, ГеоФото, Фотосоюз, Восток-фото, Фото С.А., East News. Специализированно стоковыми являются: Профимидж и Росфото.

Каждое агентство избирает свою стратегию продвижения архива на рынке и политику сотрудничества с другими агентствами. Одним из основных трендов российского фото бизнеса  является  дистрибьюция западных коллекция на нашем рынке. Из наиболее успешных примеров этой стратегии отметим: Фотобанк, который является эксклюзивным дистрбьютором getty images в России, и Фото СА , недавно ставший официальным дистрибьютором Corbis.

Стратегия дистрибьюции несомненно, очень продуктивная, но она не ведет к стимулированию отечественных фотографов. Всего несколько агентств продвигает идею только национальной фотографии. Это: привязный к географической тематике архив агентства ГеоФото и большой исторический архив агентства Фотосоюз. (Такие ресурсы как Русский Взгляд, Росфото и Профимидж совмещают стратегию продвижения национального архива и западных коллекций). Обе темы – архивная фотография и регионы России - востребованы на отечественном рынке. Проблема зарубежного контента существует. В стоковых фотобанках почти каждый второй запрос от рекламных клиентов звучит начинаясь или заканчиваясь словами: "…при этом, все модели должны быть или быть похожи на лиц славянской национальности".. Так что, нашему рынку еще есть куда расти…

 

 

"Кто покупатель и что он выбирает?"

Рынок потребителей фотоизображений и соответствующие им жанры коммерческой фотографии

 

Чтобы понять, как работает рынок фотизображений, нам нужно понять – кто же такие потребители-покупатели изображений. Почему им нужно покупать фотографии, и что для них действительно важно.

Можно выделить четыре основные категории или группы покупателей. Рассмотрим их по мере уменьшения суммарно закупаемых объемов (количества закупаемых фотоизображений).

 Во-первых, это те, кто покупает фотографии в качестве иллюстраций к информационным материалам (к статьям в СМИ или в книги), общепринятый мировой термин для этой категории рынка - Editorial Photography. Он включает в себя: СМИ (газеты, журналы, электронные СМИ), книжные издательства, издателей образовательной литературы. Что важно в фотографиях этого типа использования? То, что эти фотографии – документальные свидетельства событий, явлений, состояний объекта. Назовем этот тип использования: документальные или информационные фотографии или Иллюстрации. Главный критерий отбора в этом случае - фотография должна нести достоверную, легко читаемую информацию. Конечно, при  этом желательно чтобы она была: качественная, чтобы в ней присутствовала художественность, композиция, образность и эмоциональность. Такое изображение редактор, выбирающий иллюстрации, несомненно, предпочтет десяткам других. Если фотография качественная, информация дойдет до потребителя со 100% вероятностью. В случае, если фотография, несущая информацию, обладает всеми перечисленными качествами, если она настолько сильна, что может шокировать зрителя, она имеет шанс стать "обложечной" или "заглавной в номере". Именно из этих фотографий выбирают призеров на World Press Photo.

 

Второй важнейший сегмент рынка изображений – изготовители рекламы в широком смысле. Это означает любое использование фотографии, вовлеченное в процесс продажи товаров или услуг: реклама  наружная, телевизионная, в СМИ и на транспорте, создание этикеток и упаковок, оформление мест продаж, выставочных стендов и сайтов компаний. То есть - это фотографии, которые своим присутствием позволяют сфокусировать потребителя на товаре, создают настроение, помогают продать товар или услугу. За счет чего помогают? За счет свойств фотографии языком художественного образа влиять на эмоции человека. А все ли фотографии обладают таким свойством? Нет, не все. Таких фотографий значительно меньше, чем фотографий просто несущих информацию (хотя эмоциональный призыв тоже можно рассматривать как информацию, но мы говорим о принципиально разных свойствах изображения: информировать и побуждать). Побуждающие фотографии – именно то, что требуется в рекламной полиграфии, при этом призыв может не носить адресного характера – фотография может просто быть гармонично выполненным пейзажем, в этом случае его эмоциональным позывом будет – "красота и гармония"…

По-русски этот тип использования называется "Коммерческое использование" и именно этот жанр фотографий называется Stock Photography или Креативные материалы. В их создании применяются художественные методы и правила присущие тому или иному жанру фотографии. Они замышлялись как наиболее художественно и образно воплощающие задуманные идеи (поэтому они – Креативные!). В чем их отличительная особенность? Художественность, образность, концептуальность, а говоря на языке потребителя: простота, яркость, оригинальность, понятность, "доходчивость"… Наиболее характерные образцы этого жанра фотографий несут в себе одну ярко выраженную идею, и, если эта идея совпадает с коммерческой идеей рекламодателя, то он непременно выберет и купит изображение, которое позволит ему донести свой бизнес-позыв до широкой аудитории. Чтобы снимать такие фотографии нужно быть немного "рекламщиком" и немного покупателем и конечно – хорошим фотографом, потому что техническое и художественное качество стоковых фотографий требуется на порядок выше, чем в фотографии документальной: выбор изображения значительно больше влияет на конечный результат проекта. Ответственность больше!

Третья большая группа клиентов, выбирающих фотографии – это дизайнеры интерьеров и все, кто использует фотографии как средство украшения дома, офиса, архитектурных фасадов. Такой тип  фотографий можно назвать Интерьерные фотографии (Decoration Photography).

Что главное в фотографиях для такого типа использования? Безусловно, художественность! Такая фотография должна быть понятна и приятна подавляющему большинству зрителей, которые с ней будут соприкасаться. Поэтому отбор таких фотографий – трудоемкий и тщательный процесс. А создание их требует большого мастерства и безупречного соблюдения законов художественной композиции. Только некоторые фотографии из огромного количества отбираемых будут удовлетворять перечисленным параметрам. И только избранные из этого набора - будут куплены, оформлены в рамы и паспарту и провисят долгие годы на стене офиса или домашнего интерьера. Они должны быть достаточно уникальны – чтобы выделяться из многих других подобных, но в тоже время – понятны зрителю, то есть - нести узнаваемые образы, создавать устойчивые ассоциации. Говоря языком потребителя, интерьерные фотографии должны создавать настроение…

Кстати, к такому же типу использования можно отнести и фотографии для календарей, так как календарь – это временный элемент интерьера. Отбор его менее тщательный чем картины на стену, но в целом, проходит по те же параметрам: он должен создавать настроение в интерьере. Если большинство из фотографий одного календаря удовлетворяют этому критерию, то календарь будет куплен (хорошо, если все фотографии – в одном стиле и сходные по эмоциональному содержанию – это результат хорошо выполненной работы фоторедактора).

Итак, отбор интерьерных фотографий значительно строже, параметров отбора – больше, и поэтому, таких фотографий в архивах авторов и агентств значительно меньше, чем просто стоковых рекламных фотографий

И, наконец, четвертая группа клиентов и четвертый "сорт" фотоизображений, высшая "каста" художественных фотографий, - Арт фотографии  (Art Photography). Это - фотографии, которые претендуют на звание произведений искусства. В чем критерий их отбора? Где вообще проходит граница между искусством и "не искусством". Это, несомненно, предмет отдельного исследования, так как мнение по этому вопросу глубоко субъективно. Например, отбирая работы для фотовыставки Сергея Ястржембского из его серии "Аэроимпрессионизм", мы с Ольгой Львовной Свибловой (директором Московского Дома Фотографии) долго сортировали фотографии, и она при этом повторяла: "да, это Фотография!", "нет, а это - это Нейшнл Джиографик..." Что она имела в виду? Очень просто: для нее – представителя сферы артфотографии - Фотографиями являются только произведения искусства, а любая документальная фотография, даже самого высшего качества – это не Фотографии. Такая точка зрения имеет право быть? Несомненно. Это ярко выраженный субъективный взгляд на коммерческую фотографию.

Арт фотографии – это произведения, которые несут в себе глубинный смысл: эмоциональный заряд, фотографии, которые вызывают ассоциации, фотографии – исполненные художественности и образного содержания. Одним словом – это фотографии, заставляющие зрителя переживать или просто задуматься… Другими словами, помимо информации, помимо эмоционального позыва, в них присутствует еще и внутренняя энергетика, воздействующая на зрителя. Они покупаются коллекционерами и музеями, выставляются на продажу через галереи ограниченным числом копий (принцип гарантированной уникальности!) . Формально, произведениями искусства можно считать те фотографии, которые выставляются на художественных выставках, которые продаются в галереях и которые висят на стенах музеев, попадают на страницы арт-изданий. Это фотографии, которые прошли строгий отбор критиками и кураторами, и стали признанными произведениями искусства.

 

"Сколько стоит фотография?"

Закономерности ценообразования.

 

            Все мы – фотографы и бизнесмены – люди творческие, поэтому обратимся к понятному языку образов. Давайте представим себе пирамиду, состоящую из четырех плоских камней, уменьшающихся от нижнего к верхнему. Именно так можно представить, как устроен рынок фотоизображений.

Больше всего фотографий, которые покупают – это фотографии – носители информации, чуть меньше – тех  которые могут быть использованы в рекламе, еще меньше количество фотографий которые можно отобрать для украшения интерьера и совсем небольшой набор – избранные АРТ фотографии. Камни – это своеобразные уровни качества, позволяющие использовать фотографии для определенного типа использования (или для тех, которые лежат ниже). Под качеством в данном случае нужно понимать совокупную оценку - художественных, информационных и технических свойств изображения. Чем качественнее фотография, тем больше потенциальных типов использования для нее существует. Как мы видели, все  категории фотоизображений имеют своего потребителя. Но цена разная!

Цены на использование фотографий определенного типа изменяются пропорционально степени качества и уникальности. (Вероятно, это простое философское заключение и нельзя назвать законом коммерческой фотографии, но уж правилом "4 камней" для устойчивого запоминания – можно!)  Это очень просто: для создания высокохудожественного произведения нужно гораздо больше усилий, материальных затрат, творческой энергии и банальной удачи, чем для фотодокументирования. Итак, цены на фотографии в СМИ обычно устанавливаются в разы меньше, чем цены на фотографии в рекламе (в среднем, конечно). Цены на интерьерные фотографии - еще выше и часто устанавливаются авторами и правообладателями индивидуально. Что касается стоимости на арт-фотографии, то это всегда очень субъективная величина. Арт рынок – более стихийный по своей сути -  отличается  от четкого рекламного рынка с его рекламными бюджетами. Здесь действуют другие правила ценообразования...

 

"Как купить и как продать?"

Юридическое оформление и технические нюансы покупки-продажи фотографий

 

            Как мы уже увидели, продажа изображений состоит из передачи покупателю файла с изображением (или оригинала в  виде отпечатанного образца, слайда или негатива) и передачи прав на его использование. Конечно, фотограф, у которого по знакомству просят фотографию, чтобы оформить свою гостиную, просто может дать файл и сказать: "Пожалуйста, мне очень приятно, что моя фотография будет украшать ваш дом". Но и это, заметим, является актом передачи авторских прав на фотографию, причем очень четко сформулированным. В основном же, фотосток бизнес подразумевает четко оформленные на бумаге свидетельства о передаче авторских прав. Они назеваются Лицензиями, или лицензионными договорами. И именно они-то и составляет основную работу фотобанков. Чтобы заключить лицензионное соглашение с покупателем, фотобанк должен обладать правами на фотографию. Для этого он заключает с авторами или правообладателями фотографий договора на аренду у них авторских прав. Передача прав может быть эксклюзивной (исключительной) или неэксклюзивной. Права передаются на определенный срок и в определенном объеме, который оговаривается. И только благодаря таким четким юридическим документам, фотобанк может гарантировать полную юридическую защищенность клиента при покупке фотоизображений. Таким образом, фотобанк - это механизм передачи авторских прав на изображение от фотографа (правообладателя) – клиенту.

            Если коротко изложить суть работы фотобанка, то можно выделить три важнейшие составляющие: Технологии управления архивом изображений и сопровождающей информации (задачи, которые при этом должны быть решены - хранение, веб-презентация, организация поиска, редактирование контента), Юридическая база (проработанный механизм передачи авторских прав от правообладателя к конечному потребителю изображений) и Маркетинговая политика продвижения фотоархива на рынке. Маркетинговая политика и правильное позиционирование ресурса на рынке – это то, что определяет успех и востребованность ресурса.

            Как фотографии попадают на рынок? По факту создания произведения, оно становится потенциально доступным потенциальным потребителям рынка. Дальше, если это не фотографии сделанные на заказ, встает вопрос: как их продать? Стратегия продвижения фотографий на рынке – это личная "война" каждого фотографа. Стратегий несколько: продвигать свой архив и себя как независимый бренд. В эту стратегию входит: активное предложение своих работ в журналы, в книжные издательства, издателям календарей, в качестве авторских отпечатков. Второй путь: размещение коллекций фотографий в агентствах (фотобанках). Это обеспечивает фотографу обычно 50% доход (обычно за вычетом налогов) от общей суммы за проданные изображения и избавляет от многих трудоемких операций по поиску клиентов и юридическому сопровождению сделки. С фотографами большинство отечественных фотобанков работает по одной схеме: первоначальное портфолио для оценки соответствия тематики и качества фотографий для данного архива, заключение авторского договора, размещение коллекций, отчеты о продажах, выплаты гонораров помесячно или по факту продажи – вот стандартные этапы работы, которые могут незначительно отличаться.

Для достижения коммерческого успеха важно, чтобы Ваши работы выделялись из множества сходных работ на рынке или в многотысячном архиве фотобанка, и чтобы ваше портфолио было достаточно разнообразно, а каждая тема была достаточно глубоко проработана. Тогда они будут замечены. То же самое относится и к фотобанку – чем интереснее, качественнее, разнообразнее и тематически проработанней будут его архивы, плюс - насколько продумана маркетинговая политика агентства, тем больший коммерческий успех на нашем развивающемся рынке ему обеспечен. Главное, чтобы в погоне за рынком, все мы не перестали относиться к изображениям как к Фотографиям - неповторимым объектам интеллектуальной собственности и "элементарным частицам" нашего культурного наследия.

 

 


Дополнительно


Просмотров страницы: 8866


  Статья: "НАША" Коммерческая Фотография (© Вадим Штрик)

  Статья: "НАША" Коммерческая Фотография (© Вадим Штрик)

  Статья: "НАША" Коммерческая Фотография (© Вадим Штрик)

  Статья: "НАША" Коммерческая Фотография (© Вадим Штрик)

  Статья: "НАША" Коммерческая Фотография (© Вадим Штрик)

  Статья: "НАША" Коммерческая Фотография (© Вадим Штрик)

  Статья: "НАША" Коммерческая Фотография (© Вадим Штрик)

  Статья: "НАША" Коммерческая Фотография (© Вадим Штрик)

  Статья: "НАША" Коммерческая Фотография (© Вадим Штрик)

© 2002 - 2022 "GeoPhoto" National Photobank / Photoagency. Nature Photography.
Certificate of Registration Media: El number FS77-50 557 / All Rights Reserved.
Moscow, Zolotorozhskiy Val, 32 bild 4, office 301-308 Phone: +7 (495) 648-47-01
geophoto@geophoto.ru

Реклама на сайте