Фотобанк "ГеоФото" - Национальный Фотархив: фотографии для СМИ, полиграфии и рекламы! Тел +7(495)648-47-01 geophoto@geophoto.ru  English 
Фотобанк Гео Фото. Фотографии природы России и Мира



Коллекции:

Календари
Репортажи



Пополнения

Гео-темы
Другие



Каталоги:

Гео каталог
Объектный
Авторы
Портфолио
Гео-Арт

Экспедиции
Фототуризм

Контекстный поиск от Google(tm). Поиск по коду фотографии.
Loading

  Всего страниц : 1004 


Вход для клиентов

Логин
Пароль
Регистрация
Забыли?

Вход для фотографов

Логин
Пароль


Наши сообщества: Подписка на новости:

Коллекции > Репортажи и фотоочерки > Очерки > Очерки географические > Россия > Дальний Восток

Коллекция > Курилы - "край заоблачных вулканов, моря и рыбы".

2004-04-04 © V.Shtrik 2002 -2005

"Российско-Японское соприкосновение"
Путевые заметки к будущей книге..



Представьте себе ярко зеленые сопки, речку, бегущую к морю по широкой долине, синее-синее море и множество ярких цветов на берегу. Это - Южный Сахалин. Территория, которая одинаковое число раз была Японией и Россией. (Всего таких раз было 5). Повинуясь политическим приливам и отливам, Япония то "разрасталась" до 50 параллели на Сахалине и до Камчатки на востоке, то, как после 1945 года, опять "откатывалась" к югу.

Тем не менее, Сахалин - это историческая Россия, со своей бурной и трагической, как и для всех окраин, историей…

Я не побоюсь сказать, что совместная экономическая зона между Россией и Японией уже существует. Японский продовольственный рынок во многом ориентирован на российские морепродукты. Среди обращаемой валюты на Сахалине йены – на первом месте, a основное транспортное средство сахалинцев – Тойота.

(До 90 процентов автомобилй - японские, с левым рулем. Правда, дороги - российские, традиционные. Но есть и исключение - на одном из «спорных» островов (Кунашир) японцы построили морской причал, электростанцию и соединяющую их дорогу - В подарок! (?) своим крильским соседям.)

И, кроме того, многие рыболовные шхуны свободно заходят в японские порты, не утруждаясь... «оформлением границы» - то есть разрешения на ее пересечение. А в случае вопросов со стороны российских пограничников, наивно отвечают - сломались, течение, ветер - притащили в Японию. Пришлось, мол, чиниться … Японцы вопросов вообще не задают…

…В Курильских проливах, бывает, туман раскинется как молоко и невидно ни берега, ни скал, только слышен шум прибоя, если берег близко и постукивание корабельных дизелей. А что это за пароходы - российские или японские шхуны - никто ответить не сможет. Когда туман рассеется, корабли тоже растворятся…

Между ближайшими островами курсирует паром, для безвизовых (!) поездок жителей Курил и Хоккайдо туда-и-обратно; на Кунашире открылась рыбная биржа, созданная для торговли морепродуктвми, действует японское телевидение и сотовая связь…

И только нефть и газ пока остаются грузом, перевешивающим «морское тяготение» со страной «Восходящего солнца». Кстати, с Кунашира (самого южного из крупных Курильских островов) как раз видно, как над «страной восходящего солнца» зреют и полыхают живописнейшие закаты.. Пролив с Японией настолько узок, что его можно переплыть на моторной лодке за несколько часов. В ясные ночи, сидя на скалистом берегу, можно наблюдать, как за проливом в Японии по горным серпантинам едут машины. Видно даже загорающиеся светофоры.

...Кто оставил более заметный след на земле Сахалина - японские мотыги на террасированных склонах холмов или соцгигантистские стройки, сооружения от которых превратились в руины… и в культуре островитян…?? …и что же это - уголок японской России или русской Японии ??

…Хотя совместная экономическая зона уже существует. И подтверждения этому есть. Несмотря на ожесточающиеся условия контроля за промыслом морепродуктов, российские суда частенько заходят в японские порты, не извещая об этом пограничников…

Но все-таки история Российского Сахалина достаточно глубока, чтобы считать его не менее русской территорией, чем, например, Камчатка или Магадан. И населен он немногим менее густо, чем Хоккайдо (значительно более пустынный остров, чем та Япония, которую мы обычно себе представляем). (Развитие дорог на острове и число населенных пунктов намного превышает большинство дальневосточных регионов. Хотя качество дорог остается отечественным и уровень жизни в некоторых поселках сравним с описанным в отечественно классике (у А.П.Чехова, побывавшего на Сахалине в конце XIX в. и описавшего увиденное в невеселой повести «Остров Сахалин»)…

Время cоцгигантизма прошло, оставив во многих местах брошенные заводы, шахты, верфи. Для Сахалина оптимальным способ микро экономики является прибрежное рыболовство, по японскому стилю. (Но совсем не обязательно - руками японцев). Большая часть населения уже занимается рыболовным бизнесом, ориентируясь и на береговые базы обработки, и на экспорт в Японию, Корею и Китай.

…Неустроенность сохранилась со времен Чехова и до нашего времени в первозданном или даже гипертрофированном виде. Безденежье на Сахалине катастрофическое. Я наблюдал, как молодые парни ежедневно отправляются в сопки, чтобы залезать на опоры элктропередач и снимать алюминиевые провода на неработающих линиях. После этого они рубят их на куски и несут в город, чтобы продать перекупщикам за копейки…

Море наполнено жизнью. Оно просто "кишит" живыми существами. Повсюду у берега - птицы, головы плавающих морских млекопитающих, сивучей и нерп, а под водой - косяки рыб, заросли морской капусты, крабы. Промысловых объектов в море - несчетное количество, причем на каждом участке побережья – свои.

Прибрежные био-ресурсы способны прокормить жителей острова. Такой вывод был сделан в результате многолетних ресурсно-экономических исследований, проведенных специалистами всероссийского института Океанографии. Прибрежное рыболовство характеризуется как большим разнообразим объектов лова, так и их относительно жесткой привязкой к местам лова. Так что, единственным "фактором риска" в жизни прибрежных рыбаков остается погода: туман, льды, прибрежные течения и постоянные волны…



Вернуться к изображениям

© 2002-2022 Фотобанк "ГеоФото" - Национальный фотоархив. Все права защищены.
Агентство Авторской Фотографии. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50557
Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 32, стр. 4, оф. 301-308, Тел: +7 (495) 648-47-01
geophoto@geophoto.ru

Реклама на сайте