Парусный аврал начинается с непрерывных сигналов алярма по всему судну. В этот момент все, свободные от вахты, вне зависимости от того чем они заняты, обязаны немедленно выйти на палубу в место, заранее определенное «штатным» расписанием и поступить в распоряжение боцмана мачты. Дальше начинается слаженная работа всего экипажа.
Все мачты имеют поперечины – реи, которые подвижны относительно места крепления с мачтой в нескольких направлениях – право-лево, вперед–назад ( некоторые могут быть подняты вверх по мачте).
Реи – это места крепления парусов, от их положения зависит то, под каким углом ветер будет попадать в «плоскость» (впуклость) паруса. Искусство управления парусами заключается в оптимальном выставлении этих углов, в зависимости от силы и направления ветра, чтобы направить судно нужным курсом.
Все манипуляции с реями и парусами (после того как они вручную освобождены на реях от привязывающих их веревок) моряки делают при помощи множества разных по назначению тросов и веревок с палубы корабля. Одни из них требуют очень большого усилия, и для них используется лебедка (например, для поворота рей под углом к мачте, это называется «брасопить реи»). Для других – достаточно вытягивания каната вручную. Так как управляющие парусами канаты работают через блоки (систему роликов, снижающих усилие на конце, за который нужно тянуть), тянуть канаты приходится довольно долго и довольно быстро, поэтому парусный аврал со стороны – это множество матросов, бегущих по кругу и тянущих один канат изо всех сил, с максимальной скоростью.
Важно сохранить скорость и динамику движения, чтобы снасти меняли положение без рывков, которые могут привести к их повреждению. И все эти технические сложности решаются на управляемых вручную парусниках только одним способом – слаженными действиями хорошо тренированной команды.
Вернуться к изображениям