Дополнительная информация: Свято-Троицкий Анзерский скит. В XVI в. в куту Троицкой губы находились монастырское усолье и церковь во имя святителя Николая. Скит был основан в 1619 г. прп. Елеазаром Анзерским по благословению прп. Иринарха игумена Соловецкого на месте чудесного явления: монастырские рыбаки видели здесь «столп огнен, до небес восходяшь». Прп. Елеазар был строителем (скитоначальником) Троицкого скита с 1624 г. до своей кончины (1656 г. ). В 30-е годы XVII в. здесь прп. Елеазар постриг в монахи священника Никиту (Минина), будущего Патриарха Никона. В числе учеников прп. Елеазара были пустынники Никодим, Никифор Новгородец, иеромонах Макарий. В начале XVIII в. строителем Троицкого скита был ссыльный духовник Петра I прп. Иов (Иисус) Анзерский. В XIX в. здесь жили подвижники Соловецкие: старец Наум, иеросхимонах Иероним (Лукин), пустынник Филипп. Во времена лагеря в скиту располагалось IV отделение СЛОН. Здесь содержались политзаключенные (1924 г. ), затем — проштрафифшиеся женщины (в том числе — монахини), работали кустарные мастерские.
Троицкий скит был основан в 1615 г. преподобным Елеазаром.
Проведя несколько лет в Соловецком монастыре, подвижник переселился на пустынный Анзерский остров и стал жить тут как отшельник. Свою келью он построил в живописном месте на берегу узкой морской губы. Постепенно вокруг Елеазара сложилась небольшая монашеская община, в скиту появилась церковь. Елеазар был человеком необыкновенным. По примеру древних отцов монашества, он оставил своим ученикам особое наставление, а перед смертью продиктовал рассказ о собственной жизни, что было новшеством для русской литературы того времени. В своем духовном труде - “умном делании” - Елеазар ориентировался на великих подвижников прошлого, и после смерти был причтен к лику святых русской церкви. С именем Елеазара связана судьба двух крупнейших деятелей русской истории середины XVII в. - царя Алексея Михайловича (отца Петра I) и патриарха Никона. Рождение первого Елеазар предрек, находясь в Москве, куда он был специально вызван царем Михаилом для молитвы о наследнике. Второй принял монашеский постиг в скиту Елеазара. Именно отсюда началось восхождение Никона к высотам могущества и власти. Со временем в скиту появились все необходимые для жизни иноков постройки. До наших дней сохранилась восьмигранная Троицкая церковь (1740-1743) с примыкающими к ней келейными корпусами и трапезной палатой (1801-1803), а также некоторые деревянные хозяйственные сооружения. Вода подавалась в скит по открытому каналу, проведенному из расположенного по соседству озера. Вокруг скита находился покос, дальше - начинался лес. Жизнь Троицкого скита была подчинена строгому распорядку, заведенному тут еще при Елеазаре. В XIX и начале XX вв. скит часто посещали паломники. В лагерное время в скитских строениях содержали заключенных. В послевоенные годы постройки скита не использовались и пришли в полную ветхость. Их восстановление было начато только в 1994 году